Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Зачем "сломали" паровоз напополам, в чём суть такого необычного технического решения и где оно применяется?

Доброго времени суток дорогие читатели моего канала! Сегодня мы поговорим о необычном заокеанском паровозе из штата Вашингтон, США. Но в начале нашей беседы, чтобы лучше разобраться в теме, стоит рассказать немного об обычных классических паровозах, у которых цилиндрическая часть котла относительно будки машиниста установлена горизонтально.

Паровоз серии Л на станции Осташков, Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ЖД). Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л на станции Осташков, Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ЖД). Фото: Алексей Алексеев

Два года назад (как всё-таки быстротечно бежит время!) я выкладывал на своём канале статью о том, как машинист паровоза определяет уровень воды в котле паровоза в зависимости от профиля пути, т.е. когда он идёт по "площадке", следует на подъём или движется по спуску и почему за этим нужно внимательно следить.

Толщина слоя воды над задней частью огневой коробки (пунктиром обозначен уровень воды в котле, стрелками - толщина слоя воды над задней частью котла)
Толщина слоя воды над задней частью огневой коробки (пунктиром обозначен уровень воды в котле, стрелками - толщина слоя воды над задней частью котла)

При движении паровоза по уклону на спуске увеличивается слой воды над задней часть огневой коробки по сравнению с передней. В результате чего может возникнуть опасность уменьшения слоя воды над огневой коробкой и может случится так, что какой-то участок потолка внезапно полностью обнажится. В итоге возникает вероятность перегрева металла огневой коробки, расстройства соединений её потолочного листа с анкерными болтами, что повлечёт за собой разрыв листа, или может привести даже к взрыву котла.

Последствия взрыва парового котла на паровозе
Последствия взрыва парового котла на паровозе

Поэтому потолки огневых коробок всех паровозов располагаются не горизонтально, а с некоторым уклоном. На отечественном паровозе серии Л, например, передняя часть потолка расположена выше задней на 75 мм. По своей относительной величине уклон потолка как правило превосходит самые крутые спуски на наших железных дорогах. Величина уклона железнодорожного пути определяется в промилле, что по латыни означает тысячная доля, указывая количество метров уклона на километр пути.

Железнодорожники так и говорят:

«Там сейчас подъём пойдёт тяжёлый, десятитысячный!»

Это значит, что за километр пути этого участка линия поднимется на 10 метров (0,010‰). Но в мире существуют и горные железные дороги (в Швейцарии, Австрии, США, Канаде, странах Южной Америки и других странах), где величина уклонов достигает сумасшедших величин, по сравнению с обычными железными дорогами общего пользования, а поэтому и подвижной состав, работающий на них, выглядит для нас очень непривычно.

" У нас всё тип-топ!". Вот откуда это выражение — от оригинального и в то же время забавного имени паровоза "TIP TOP", который бегал по горным железным дорогам в США в штате Вашингтон. Год съёмки 1935
" У нас всё тип-топ!". Вот откуда это выражение — от оригинального и в то же время забавного имени паровоза "TIP TOP", который бегал по горным железным дорогам в США в штате Вашингтон. Год съёмки 1935

Из-за того чтобы на крутом подъёме передние концы труб и потолок огневой коробки не оказались выше уровня закаченной в котёл воды, на паровозах, работающих на горных железных дорогах с очень большими уклонами, цилиндрическую часть котла делают с наклоном, благодаря чему при движении на подъёме котёл принимает горизонтальное положение.

-5

Для преодоления крутых подъёмов на горных железных дорогах применяется зубчатое колесо, которое устанавливали посередине под локомотивом.

Зубчатое колесо и рейка (ламель)
Зубчатое колесо и рейка (ламель)

А между рельсами к шпалам привинчивали рейку с зубцами (ламель), за эти зубцы и зацепляется зубчатое колесо.

-7

Зубчатое зацепление не позволяет колёсам локомотива проскальзывать, поэтому поезд не скатывается назад даже на очень крутых подъёмах.

-8

Стоит отметить, если на обычных железных дорогах локомотив обычно находится в голове поезда, то на горных дорогах с зубчатой рейкой паровоз всегда стоит со стороны спуска. Это сделано для того, чтобы в случае обрыва сцепки вагоны не укатились вниз.

-9

А пока на этом всё. Ставьте лайки, если вам понравилась публикация и при желании подписывайтесь на мой канал. Спасибо за внимание!

-10