Очень важным и сложным этапом в консультировании является становление контакта с клиентом. Стоит специально уделять большое внимание отработке этого навыка у психолога.
В чем сложность установления контакта в случае работы с детско-родительскими отношениями?
1. У вас два разных клиента, зачастую находящихся в остром конфликте, обоих надо понять, принять, замотивировать. Обоим надо дать надежду и ожидаемый результат.
2. Родитель как правило заявляет, что проблема только в ребенке и очень боится обвинений в свой адрес в ео ошибках. И здесь надо с одной стороны успокоить и снять вину, с другой стороны не сделать это так, что родитель подумает, что у него и его ребенка все в порядке и прервет терапию еще до диагностики.
3. Дети воспринимают психолога как врача-психиатра или строгого учителя, или «шпиона» от родителей и через все эти дебри нужно продраться и завоевать доверие ребенка.
Что помогает?
1. Понять, что вы не лучше и не хуже этой ошибающейся мамы (это уберет соперничество) и что вы оже обычный человек, просто у вас ошибки другие.
2. Понять, что ели мама «плохо себя ведет» то это означает, что ей тоже очень плохо.
3. Стать ребенком и почувствовать пришедшего к вам ребенка, дать ему поиграть и подключиться к его игре. И только потом диагностика.
4. С подростком надо стать подростком и говорить с ним на его языке, но при этом смотреть на него чуть-чуть как на взрослого, с уважением и интересом. Просветить его о психологии и ее возможностях. Обещать конфиденциальность. Сдержать слово.
СТАТЬЯ НАПИСАНА, КАК ЧАСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ Факультета ДПО "Практическая психология развития личности" ЮФУ ЮРНЦ РАО, КУДА Я ПРИГЛАШЕНА ПРЕПОДАВАТЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ "ПСИХОКОРРЕКЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ".
Узнать больше об этой теме можно здесь.
Автор канала психолог Светлана Александровна Ященко