Вместе с регулярной стрелецкой в Казанскую войну формируется пехота из боевых слуг детей боярских — «боярских людей», вооруженная пищалями и саблями и (судя по боям на улицах Казани) оснащенная также копьями и доспехами.
По заданию правительства — дети боярские, прежде всего крупные вотчинники, выставляют их вместо обычных конных боевых слуг, вооруженных саадаками и саблями. Подобно стрельцам, они сводятся в сотни во главе с опытными детьми боярскими.
И после Казанского взятия эта пехота не теряет своего боевого значения: ее вновь формируют при осаде Полоцка в 1563 г. и при штурме Нарвы в 1590 г. (где участвовали 2380 пеших боевых слуг).
Задание выставить конных с саадаками или пеших с пищалями бойцов дети боярские получали из Разряда в зависимости от предстоящих боевых задач.
При подготовке к осаде и штурму городов, как в походе на Казань в 1552 г. и на Полоцк 1563 г., от нее требовали пехоту, при подготовке к рейдам и полевым операциям, как при сборе армии в Серпухове в 1556 г. против крымского хана — конницу.
При штурме Полоцка пешие сотни «боярских людей» были сведены воедино со стрельцами на направление глав-ного удара под началом князей В. Серебряного и А. Курбского.
«Боярские люди» стали самым примечательным контингентом русской армии именно благодаря своей универсальности.
В отличие от стрельцов и самих детей боярских, они равно хорошо бились в пешем строю и в конном, огнестрельным оружием и холодным, в полевом бою и в укреплениях.
Они были хорошо вооружены, оснащены, обучены и высоко мотивированы к бою.
Они обеспечили гибкость применения войск благодаря своей универсальности и организационную основу тактических подразделений благодаря той сплоченности, которой заранее обладали.
Будучи «на стыке» регулярной стрелецкой пехоты и профессиональной конницы детей боярских, боярские люди обеспечивали слаженность боя в смешанных тактических построениях пехоты и конницы.
___________________________________________
Предыдущая часть ☞︎︎︎ Три рода русской пехоты при Иване Грозном. Часть 1: Стрельцы
___________________________________________
Все источники в закреплённом комментарии ☟︎︎︎