Найти в Дзене
Перекрестки истории

Любопытные факты о нравах русской аристократии XVIII в. на примере рода Салтыковых

Род Салтыковых был древний и очень обширный. Много среди представителей этой фамилии было людей, занимавших высокие государственные и военные посты: полководцы, стольники, воеводы, бояре.

Да что там говорить - две русские царицы были из этого рода: Прасковья Федоровна, жена Ивана V и Анна Иоанновна. Царь Иван VI со своей матерью - регентшей, Анной Леопольдовной, тоже были потомками Салтыковых.

Много полезного сделали для России представители этого рода. Например, известный писатель М.Е. Салтыков - Щедрин, бывший редактором журнала «Отечественные записки» или генерал Петр Семёнович Салтыков, воевавший со шведами и поляками, участник Семилетней войны, увековеченный на памятнике «1000-летие России».

Но были и те, за кем шла дурная слава - слава изощренно - жестоких русских помещиков.

Здесь на ум сразу приходит имя Дарьи Николаевны Салтыковой, знаменитой Салтычихи, замучившей до смерти только по официальным сведениям не менее 75 человек. Дело было громкое. Оправдывали ее как могли. Мол, только после смерти мужа лютовать стала, а раньше была добрая и набожная. Даже разные диагнозы психических расстройств ей ставили.

Ну а как-же: она была в родстве с царской семьей. Дед ее мужа был двоюродным братом царицы Прасковьи Федоровны.

Общество было потрясено, когда стали известны подробности злодеяний Салтычихи. Вот только от чего было это потрясение? От самих злодеяний, или от того, что они вышли наружу? Или от того, что она понесла наказание за свои преступления? Ведь подобная жестокость среди русской знати не была редкостью.

Известны как минимум еще два подобных эпизода с представителями рода Салтыковых

Один из них связан с именем царицы Прасковьи Федоровны. Это знаменитое дело Деревнина, сведения о котором до нас донесли архивы. А второй - с именем ее брата, Салтыкова Василия Федоровича.

И если Салтычиха лютовала над своими крепостными, царица Прасковья Федоровна расправилась со своим казначеем, то Василий Федорович глумился над собственной женой, княжной, между прочим. Сохранившиеся документы рассказывают нам эту трагическую историю.

После смерти первой жены, княжны Аграфены Петровны Прозоровской, в 1707г он вновь женился. Выбор пал на княжну Александру Григорьевну Долгорукую, дочь Григория Федоровича Долгорукого, действительного тайного советника, сенатора, дипломата, потомка Рюриковичей, представителя древнейшего рода Долгоруких.

Новый брак льстил самолюбию Салтыкова, однако счастья княжне не принес.

Об этой чете сохранились сведения за 1718-1719гг, когда супруги жили в Митаве. Василий Федорович приехал туда по просьбе сестры, царицы Прасковьи Федоровны, чтобы следить за Анной Иоанновной, своей племянницей.

Герцогиня жаловалась, что он вел себя с ней грубо, дерзко и непочтительно, вмешивался в ее дела, оскорблял в семейном кругу и на публике, требуя отстранения ее любимца Бестужева.

Но, осуждая племянницу, сам он вел жизнь, весьма далекую от идеала.

Чем не угодила ему княжна Александра Григорьевна, не известно. Но только он преследовал ее бесконечными попреками, бранью и побоями.

Когда, живя с жестоким мужем в Митаве, Александра Григорьевна жаловалась на свою судьбу Анне Иоанновне или писала государыне, он бил ее смертным боем.

Василий Федорович завел себе здесь официальную любовницу – служанку, слушал наветы на свою жену и разрешал всем публично неуважительно относиться к княжне.

По свидетельствам, он часто морил ее голодом, и не раз она теряла сознание после избиений супруга.

В конце концов она отписала жалобу не только царице Екатерине Алексеевне, но и Петру I.

Об этих челобитных узнала царица Прасковья Федоровна и известила об этом брата.

Тогда Салтыков так избил жену, что она потеряла сознание. А он, бросив ее в таком положении, ускакал в Петербург, ища защиты от царского гнева у влиятельной сестры.

То, что Анна Иоанновна взяла его жену под защиту, вызвало гнев как дядюшки, так и матушки герцогини. Анна перевела свою забитую тетку в свои хоромы и поручила своему лекарю осмотреть раны и начать лечение.

Александра Григорьевна начала выздоравливать. В это время Салтыков приказал жене незамедлительно прибыть в столицу.

Княжна очень боялась своего мужа - изверга, но, поддерживаемая племянницей, решила бежать в Варшаву, к отцу, который был там чрезвычайным посланником. О намерениях беглянки знала только Анна Иоанновна.

Князь Григорий Федорович Долгорукий знал о судьбе единственной дочери и очень переживал за нее. Отец послал людей, встретить дочь. Однако, Александра Григорьевна, страшась мужа и испугавшись своего обмана, написала ему письмо прямо с дороги, что собиралась к нему ехать, но получила приказ от батюшки отправиться в Ригу для встречи с ним, и побоялась его ослушаться. Но при первом зове готова поехать к мужу.

Это письмо будет роковым в ее жизни.

После этого она со служанкой, практически без вещей, отправилась к отцу в Варшаву.

Чуть живая, приехала она к отцу. Старик-отец, пылая местью за оскорбление чести дочери и всего рода, стал искать защиты у царя.

-2

Будучи дипломатом, он очень грамотно составил челобитную. Одновременно он написал челобитную царице, которая часто улаживала семейные ссоры аристократов. Отец просил разрешения оставить при себе дочь. Царица, не без ведома царя, дала на то разрешение.

Князь был очень благодарен. Но царица написала Анне Иоанновне и попросила сообщить подробности поведения Салтыкова в Митаве.

Вот что писала герцогиня царице по этому делу:

-3

Пока шла вся эта переписка, Салтыков притворился, что ничего не знает. Не знает, куда исчезла его жена. И 7 февраля 1720г подал объявление на высочайшее имя, где рассказал, как приехал в Митаву по указу сестры, чтобы присматривать за племянницей. Как при отъезде приказал жене своей, Александре, ехать за ним в Петербург как можно скорее, и оставил для проводов ей дворовых людей. Все названные люди приехали к нему в столицу, кроме жены, да служанки. И куда они скрылись, он, Василий Федорович, не ведает. Ведает только, что жена приказа его не послушалась, учинила противное и не хочет с ним жить в законном браке.

Салтыков просил допросить свою челядь: куда и почему исчезла его жена, где его вещи и т.д.

-4

Дело это затянулось надолго. Одним из членов коллегии был Андрей Артамонович Матвеев, друг Салтыковых. Поэтому беспристрастного рассмотрения дела не предвиделось.

Между тем отец Долгорукий писал письмо за письмом. В каждом он рассказывал о бесчеловечном обращении зятя с женой, требовал развода для дочери и возврата ее приданого.

-5

И здесь он приложил то самое роковое письмо, которое со страху написала ему в дороге супруга.

-6

Дело переслали в синод. Но и там были приятели Салтыковых. Видимо именно тогда Анна Иоанновна, заступавшаяся за тетушку, была проклята матерью и впала у нее в сильную немилость.

-7

Дело это решилось только в 1730г, через 7 лет после того, как умер ее отец. Анна Григорьевна получила развод по личному приказанию теперь уже царицы, Анны Иоанновны, и пострижена в монахини. Остаток дней она доживала в Нижегородском девичьем монастыре. В этот же год умер ее муж.

Эта история нам известна благодаря тому, что сохранилась вся переписка по этому делу в Государственном архиве. Кто знает, сколько было таких безвестных салтыковых в России.

И если даже в среде аристократов правды найти было нельзя, то что говорить о крепостных.

О деле Деревнина, связанного с именем сестры Василия Федоровича, царицы Прасковьи Федоровны, можно почитать по этой ссылке: https://dzen.ru/a/Y2co3NspxGPYBKsn

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации