Выделили советы, которые помогут школьнику освоить изложение.
Виды изложения
Изложение — это письменный пересказ текста. Различают четыре вида изложения.
Подробное
Последовательный пересказ, близкий к исходному тексту, с сохранением языковых особенностей текста.
Сжатое
Краткий пересказ основной мысли с сохранением всех микротем, без подробностей.
Выборочное
Пересказ фрагмента текста, связанный с конкретной темой. Например, только описание какого-то героя или природы.
Осложнённое
Пересказ с дополнительным заданием. Такое изложение предполагает внесение изменений в текст: замену лица рассказчика, дополнение текста своим мнением, перестановка частей текста.
Зачем пишут изложение
Изложение — это способ развития речи ученика. Также оно учит:
- воспринимать информацию на слух;
- выделять главное и отсекать второстепенную информацию;
- правильно и логично излагать мысли, иначе — речевой культуре;
- постоянно прорабатывать словарный запас — активный и пассивный;
- активизировать мыслительную деятельность, развивать логику и память;
- подбирать необходимые обобщающие слова, заменять сложные предложения простыми, заменять прямую речь косвенной.
Кроме того, написание изложений подготовит ребёнка к устному собеседованию по русскому языку в 9-м классе.
Этапы работы над изложением
При работе над изложением в младшей и средней школе важно соблюдать следующие этапы.
Учителю:
- Прочитать текст для учеников или включить аудиозапись.
- Поговорить о содержании текста, чтобы выяснить понимание смысла.
- Ещё раз прочитать текст или включить аудиозапись, если дети старше 7-го класса, или ещё дважды, если учатся в 5–6-х классах.
На мой взгляд, целесообразно с младших классов приучать к самопроверке с использованием орфографического словаря. Так дети подготовятся к этому виду работы на предстоящем экзамене в 9-м классе.
Детям:
- Составить план. Поделить текст на смысловые части так, чтобы одна мысль соответствовала одному пункту. При этом план может быть как развёрнутым, когда один пункт содержит подпункты, так и кратким.
- Озаглавить, то есть поработать с основной мыслью.
- Провести словарно-орфографическую работу. Стоит записать непонятные слова, чтобы учитель объяснил их значение. А в орфографическом словаре можно найти правильное написание.
- Пересказать по плану. Посмотреть на темы, рассказать текст про себя, чтобы получились связные абзацы.
- Написать текст изложения. Сначала лучше на черновик.
- Проверить себя.
Как оценивают изложение
Изложение оценивают с двух сторон: с точки зрения содержания и грамотности.
В оценку содержания входят умения:
- передать основную мысль текста;
- сохранить все микротемы;
- делить текст на абзацы.
А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.
Нужно помнить, что изложение — это не воспроизведённый, а созданный текст.
В 8–9-х классах рекомендуют оценивать изложение максимально приближённо к критериям ОГЭ по ИК (изложения критериям).
Как родителю помочь своему ребёнку подготовиться к изложению
Есть пять советов, которые помогут проработать испытываемые трудности.
- С детства воспитывайте в ребёнке любовь к чтению: это развивает кругозор и расширяет словарный запас.
- Организуйте ребёнку отдельное рабочее место, где ему не будут мешать братья или сёстры, телевизор и шум бытовых приборов.
- Приучите ребёнка к работе с орфографическим словарём. Научите его проверять с использованием словаря одно упражнение в день по любому предмету. Так он запомнит правописание слов.
- Помогите ребёнку работать с толковым словарём. Так он расширит словарный запас и научится применять ранее незнакомые слова в своей речи.
- Дайте ребёнку небольшой текст, попросите подчеркнуть главные слова, затем попросите переписать эти слова и пересказать исходный текст по ним. Если получится воспроизвести текст, значит работа удалась.
Начните работу с небольших художественных текстов. С ними работать легче, так как там проще понять сюжет.