17 мая 2022 г. культовому фильму девяностых «Брат» исполнилось 25 лет. Фильм был снят в 1997 г. режиссёром Алексееем Балабановым. В Санкт-Петербурге 13 октября 2022 г. на площадке культурного пространства «Севкабель Порт» открылась большая интерактивная выставка «Балабанов. Выставка-путешествие», посвящённая творчеству режиссёра.
Также 13 октября в продажу выпустили лимитированные транспортные карты «Подорожник» в эксклюзивном дизайне, вдохновлённом 25-летием со дня выхода фильма «Брат».
На проездном изображён главный герой картины Данила Багров и знаменитый жёлтый грузовой трамвай, на котором герой ускользал от бандитов.
Эксклюзивные «Подорожники» были распроданы на всех точках уже к 7-ми часам утра. Данные о тираже карт разнятся. Кто-то утверждает, что было выпущено 850 штук, кто-то – 5000. Но в тот же день редкие карты появились на популярных интернет-площадках – перекупщики предлагают их за 900, 1000 и даже 5000 рублей при обычной цене в 60 рублей. Мне удалось приобрести карту за обычную цену.
Автор нового дизайна карты «Подорожник» – художник издательства BUBBLE Андрей Васин, который также является одним из иллюстраторов сборника комиксов «БРАТ. 25 лет».
Меня заинтересовал изображенный на «Подорожнике» ленинградский грузовой трамвай, так как о нём я ничего не знал. Решил узнать и проследить его судьбу. В фильме «Брат» Алексей Балабанов снял реально существующий грузовой трамвай ГМ № Г-15, построенный в 1925 г. на заводе «Красный Путиловец» (7 декабря 1934 г. переименован в Кировский завод).
ГМ – это двухосный грузовой моторный вагон с двумя закрытыми кабинами и консолью крыши между ними над грузовой платформой. В 1925-1927 гг. завод «Красный Путиловец» построил 40 грузовых моторных вагонов ГМ грузоподъёмностью 10 т и 50 прицепных платформ ГП такой же грузоподъёмности.
На грузовых моторных вагонах были установлены тяговые двигатели фирмы «Вестингауз», остальное электрическое и воздушное оборудование было отечественного производства. В 1947-1948 гг. вместо двигателей фирмы «Вестингауз» были установлены капитально отремонтированные тяговые двигатели ПТ-35, снятые с пассажирских трамвайных вагонов.
Изначально кабины вагонов имели округлые деревянные маски, обшитые стальными листами с одной фарой. К сожалению, грузовых трамваев с такой кабиной не сохранилось, но в совместной советско-итальянской приключенческой кинокомедии «Невероятные приключения итальянцев в России», снятой Эльдаром Рязановым в 1973 г., можно увидеть трамвай ГМ № Г-44 именно с такой кабиной.
В 1960-е гг. при проведении капремонта маска кабины заменялась на цельнометаллическую рубленного вида с двумя фарами. Грузовая площадка вагона с откидными бортами была сделана из досок, а над ней располагалась ферма, соединяющая кабины и держащая на себе бугельный токоприёмник, реостаты и грозоразрядник. Крыша вагона была покрыта рубероидом и гудроном.
В 1940 г., было построено ещё 20 грузовых трамвайных вагонов ГМу (версия ГМ с усиленной рамой из чугуна) на вагоноремонтном заводе №1 (ВАРЗ). Один такой отреставрированный вагон является экспонатом Музея Горэлектротранспорта в Санкт-Петербурге.
В 1914 г. Петроград стал первым городом России, где на базе трамвая был создан городской грузовой электротранспорт. Первая грузовая ветка была проложена к Варшавской товарной станции, а моторные вагоны Московского трамвайного парка (на Московском проспекте) стали использоваться как тяга для прицепных двухосных платформ грузоподъемностью 4 т.
1 ноября 1922 г. предприятию было присвоено имя революционера И. Г. Коняшина, бывшего слесаря этого парка. В 1927 г. Ленсовет принял решение о строительстве трамвайной грузовой станции, а все вопросы обслуживания грузовых перевозок были организационно переданы в трамвайный парк им. И.Г. Коняшина.
В 1935 г. грузовая станция парка им. И.Г. Коняшина была выделена в отдельный грузовой трамвайный парк. В 1965 г. грузовому трамвайному парку было присвоено имя Героя Советского Союза Евгения Ивановича Красуцкого, работавшего с 1937 г. по 1939 г. в трамвайном парке электромонтёром. Также его именем названа улица, прилегающая к трамвайному парку.
В Ленинграде грузовое трамвайное движение получило интенсивное развитие в связи с тем, что город расположен на островах дельты Невы, куда невозможно было подвести подъездные железнодорожные пути. Многие промышленные предприятия и железнодорожные станции в черте города имели трамвайные пути, заходившие в грузовые дворы.
С первых дней Великой Отечественной войны грузовые трамваи использовались для эвакуации фабрик, заводов и других учреждений. Когда кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда, подача электроэнергии сильно сократилась. 8 декабря 1941 г. трамваи встали, а на трамвайных путях появились паровозы.
Но уже в апреле 1942 г. трамвайное движение возобновилось и первыми на улицы города вышли грузовые трамваи, взяв на себя функции по очистке улиц города, подвозу сырья на городские предприятия и доставке продуктов в магазины.
После окончания Великой Отечественной войны грузовые трамваи продолжили доставлять сырье на предприятия и вывозить готовую продукцию.
В 1971 г. трамвайный парк им. И. Г. Коняшина и грузовой им. Е. И. Красуцкого объединили в единый пассажирско-грузовой трамвайный парк им. И. Г. Коняшина, а в 1994 г. из названия убрали Коняшина и парк стал называться пассажирско-грузовым трамвайным парком № 1. Грузовые трамвайные перевозки, получившие развитие в Ленинграде в советское время, просуществовали до конца 1990-х гг.
Грузовые трамваи осуществляли перевозки грузов как между предприятиями (например, медный прокат с завода «Красный Выборжец» на Выборгской Стороне на завод «Севкабель» на Васильевском Острове), так и между предприятиями и товарными железнодорожными станциями.
Последним предприятием, которое пользовалось услугами грузового трамвая, в Санкт-Петербурге был «Севкабель». В 1997 г. грузовое трамвайное движение было закрыто, а большая часть вагонов была передана в Службу пути и использовалась для подвоза материалов для ремонта трамвайных путей. 1 января 2006 г. трамвайный парк был переименован в ОСП «Трамвайный парк № 1», которым остаётся и по сей день.
Покопавшись в интернете, я нашёл информацию о том, что ГМ № Г-15, снимавшийся в фильме «Брат» в 1998 г. был перенумерован, получив № 1815.
Далее, после передачи его в Службу пути ГМ получил № 1840, а в 2008 г. был списан, разрезан и утилизирован.
ГМ № Г-15 больше не существует, но он навсегда запечатлён на киноплёнке. А в экспозиции выставки «Балабанов. Выставка-путешествие», открывшейся на краю Васильевского острова, в бывшем цеху предприятия «Севкабель» есть макет в натуральную величину того самого спасительного жёлтого трамвая из фильма «Брат».
Когда видишь макет грузового трамвая, на котором раненый Данила Багров спасался от преследователей, хочется его потрогать, чтобы убедиться в реальности событий. Кстати, в кузове можно прилечь и почувствовать себя в роли героя фильма.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.
Рекомендую:
- 85 лет открытию в Ленинграде троллейбусного движения. Памятный «Подорожник» и история троллейбуса ЯТБ-1