Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Как роман замужней женщины с Левитаном, описанный Чеховым в известном рассказе, рассорил двух друзей. Часть II. «Попрыгунья»

Оглавление

Рассказ Чехова «Попрыгунья», опубликованный в журнале «Север» в 1892 году, вызвал много толков. Несмотря на попытки автора несколько видоизменить облик главных героев в сравнении с реальными персонажами, в образах талантливого врача Осипа Дымова, его молодой ветреной супруги Ольги Ивановны и художника Рябовского, с которым у Ольги был роман, читатели легко узнавали полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова, его жену Софью Петровну и вхожего в их дом Исаака Левитана, которому чета ценителей искусства покровительствовала – правда, каждый из супругов по-своему.

Начало истории:

«Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником», – делился Чехов в письме к Лидии Авиловой.

«Попрыгунья», режиссёр Самсон Самсонов, 1955 год. В роли Рябовского Владимир Дружников, Ольги Ивановны Дымовой – Людмила Целиковская
«Попрыгунья», режиссёр Самсон Самсонов, 1955 год. В роли Рябовского Владимир Дружников, Ольги Ивановны Дымовой – Людмила Целиковская

Такие определения как «пасквиль» были ещё самыми мягкими на фоне других отзывов. Реакция Левитана не заставила себя ждать: оскорблённый столь прозрачными «намёками» и некоторой карикатурностью образа Рябовского, художник сначала даже намеревался вызвать бывшего друга на дуэль, а впоследствии не разговаривал с ним более трёх лет. Софья Петровна навсегда прервала с писателем всякие контакты.

«Маленький чувствительный роман для семейного чтения», как называл его Антон Павлович, имел эффект разорвавшейся бомбы.

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова
Исаак Левитан и Софья Кувшинникова

Летом 1894 года Исаак Ильич и Софья Петровна поселились у помещика Ушакова в его усадьбе Островно Вышневолоцкого уезда. Именно там, на озере Удомля и Островецком озере, сформировалась идея картины «Над вечным покоем», которую называют «самой русской» из когда-либо написанных на русскую тему.

Там же, на глазах писательницы, поэтессы, драматурга Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник, которая приятельствовала и с Чеховым, и с Левитаном и была приглашена в Островно Софьей Петровной, развернулась настоящая любовная драма.

В соседнее имение Горка приехала из Санкт-Петербурга супруга заместителя градоначальника Ивана Николаевича Турчанинова – Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми.

Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой (1886), приобретённый московским коллекционером и предпринимателем Максимом Селиховым в 2018 году на аукционе дома Shapiro Auctions в Нью-Йорке. В 2019 году полотно было выкуплено и теперь украшает постоянную экспозицию дома-музея Исаака Левитана в городе Плёс Ивановской области
Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой (1886), приобретённый московским коллекционером и предпринимателем Максимом Селиховым в 2018 году на аукционе дома Shapiro Auctions в Нью-Йорке. В 2019 году полотно было выкуплено и теперь украшает постоянную экспозицию дома-музея Исаака Левитана в городе Плёс Ивановской области

«Идиллия нашей жизни к середине лета нарушилась. Приехали соседи, семья видного петербургского чиновника, имевшего поблизости усадьбу. Они, узнав, что тут живёт знаменитость, Левитан, сделали визит Софье Петровне, и отношения завязались. Это была мать и две очаровательные девочки наших лет. Мать была лет Софьи Петровны, но очень soignée, с подкрашенными губами (С. П. краску презирала), в изящных корректных туалетах, с выдержкой и грацией петербургской кокетки… И вот завязалась борьба.

Мы, младшие, продолжали свою полудетскую жизнь, а на наших глазах разыгрывалась драма… Левитан хмурился, всё чаще и чаще пропадал со своей Вестой /собакой/ «на охоте». Софья Петровна ходила с пылающим лицом, и кончилось всё это полной победой петербургской дамы и разрывом Левитана с Софьей Петровной…

Но и дальнейший роман Левитана не был счастлив: он осложнился тем, что старшая дочка героини влюбилась в него без памяти и между ней и матерью шла глухая борьба, отравившая все последние годы его жизни».

Из воспоминаний Т. Л. Щепкиной-Куперник

Анна Николаевна Турчанинова
Анна Николаевна Турчанинова

Кувшинникова, глубоко оскорблённая этой изменой, вернулась в Москву и никогда больше не виделась с Левитаном, хотя ещё дважды – в 1895 и 1897 годах – приезжала на этюды.

Так закончился роман, продлившийся слишком долго для адюльтера или светской интрижки – целых восемь лет.

«После разрыва с Левитаном Софья Петровна как-то вся словно потухла, – рассказывала Щепкина-Куперник, – По-прежнему в её русской столовой собирались друзья за скромными ужинами, по-прежнему какие-то художники писали с ней этюды летом; были у неё и романы – но все это было уже не то… Воспоминание о Левитане навсегда осталось для неё самым дорогим в жизни, и написанные ею после его смерти страницы о нём – необыкновенно трогательны и прекрасны: она не дала никакой личной обиде вкрасться в свои воспоминания о нём».

Александр Алексеевич Шурыгин. Портрет Исаака Ильича Левитана, 1889
Александр Алексеевич Шурыгин. Портрет Исаака Ильича Левитана, 1889
Исаак Левитан. «Вечерний звон», 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан. «Вечерний звон», 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Татьяна Львовна способствовала примирению давних друзей, которые едва не стрелялись из-за одного слишком правдоподобного рассказа: она устроила неожиданную встречу Чехову и Левитану в Мелихове. Они увиделись, обнялись и всё простили друг другу.

Читайте также:🌳🌿

Исаак Ильич Левитан умер 22 июля 1900 года в 8 часов 35 минут в своём доме в Трёхсвятительском переулке, немного не дожив до сорокалетия. Аневризма, не дававшая ему дышать и приковавшая к постели, в конце концов свела художника в могилу, а последний приют он нашёл на старом еврейском кладбище.

Чехова не стало в 1904-м. После того, как прах Левитана 22 апреля 1941 года был перенесён на Новодевичье, два друга покоятся рядом.

-8
Исаак Левитан. «Над вечным покоем», 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан. «Над вечным покоем», 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Софья Петровна Кувшинникова скончалась внезапно в возрасте 50-ти лет от дизентерии, которой заболела, гостя в имении знакомых и ухаживая за больным. Поразительно, но умерла она почти так, как описал Антон Павлович скоропостижную смерть Осипа Дымова в «Попрыгунье»: несчастный обманутый муж заразился дифтеритом в больнице, и в каких-то два дня всё было кончено. Напророчил…

«Вчера похоронили художницу С. П. Кувшинникову. Покойная была чрезвычайно богато одарённая натура, и в течение долгого периода времени вокруг неё собиралось огромное общество, состоявшее из художников, артистов, литераторов, певцов, – вообще деятелей всякого рода художественного творчества», – писали «Московские вести» 3 сентября 1907 года.

Отпевание и погребение было совершено в Скорбященском монастыре в Москве. Могила Софьи Петровны до наших дней не сохранилась.

Исаак Левитан (автопортрет) и портрет Софьи Петровны Кувшинниковой кисти Алексея Степанова. «Было ей, вероятно, лет уже за 50, не была она красива, но, глядя на неё, я испытывал совсем необыкновенное и тревожное ощущение... Отчётливо осознал, что знал её, может быть, больше многих знакомых. Этот широкий, слегка мелодраматический жест, эта немного экзальтированная речь, большой темперамент, старомодное обращение к собеседникам не по имени-отчеству, а по фамилии, красиво закинутая голова, некоторая мужественность, – всё это я знаю до такой степени, что могу угадать, что она сейчас скажет, как отнесется к тому или иному вопросу», – так описывал свою первую встречу с Кувшинниковой в 1903 году журналист С. Яблоновский
Исаак Левитан (автопортрет) и портрет Софьи Петровны Кувшинниковой кисти Алексея Степанова. «Было ей, вероятно, лет уже за 50, не была она красива, но, глядя на неё, я испытывал совсем необыкновенное и тревожное ощущение... Отчётливо осознал, что знал её, может быть, больше многих знакомых. Этот широкий, слегка мелодраматический жест, эта немного экзальтированная речь, большой темперамент, старомодное обращение к собеседникам не по имени-отчеству, а по фамилии, красиво закинутая голова, некоторая мужественность, – всё это я знаю до такой степени, что могу угадать, что она сейчас скажет, как отнесется к тому или иному вопросу», – так описывал свою первую встречу с Кувшинниковой в 1903 году журналист С. Яблоновский
-11

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

Исаак Левитан. «Золота́я о́сень», 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Река Съежа вблизи усадьбы Турчаниновых «Горка». Тверская губерния
Исаак Левитан. «Золота́я о́сень», 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Река Съежа вблизи усадьбы Турчаниновых «Горка». Тверская губерния
Исаак Левитан. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой, 1888, музей-квартира И. И. Бродского. Софья Петровна Кувшинникова «была очень известна в Москве… Она писала красками (и очень хорошо, главным образом цветы), прекрасно играла на фортепиано, в молодости носила мужской костюм и ходила на охоту, а позже ездила с художниками на этюды на Волгу в качестве полноправного товарища». (И. И. Левитан. Письма. Документы. Общая редакция А. А. Фёдорова-Давыдова. Воспоминания. Т. Л. Щепкина-Куперник. М., Искусство. 1956, с. 176)
Исаак Левитан. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой, 1888, музей-квартира И. И. Бродского. Софья Петровна Кувшинникова «была очень известна в Москве… Она писала красками (и очень хорошо, главным образом цветы), прекрасно играла на фортепиано, в молодости носила мужской костюм и ходила на охоту, а позже ездила с художниками на этюды на Волгу в качестве полноправного товарища». (И. И. Левитан. Письма. Документы. Общая редакция А. А. Фёдорова-Давыдова. Воспоминания. Т. Л. Щепкина-Куперник. М., Искусство. 1956, с. 176)
Исаак Левитан. «Озеро», 1899-1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Исаак Левитан. «Озеро», 1899-1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Софья Кувшинникова. «Полевые цветы», 1891. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Софья Кувшинникова. «Полевые цветы», 1891. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
-16