Отношение к дурным запахам в Европе до 16 века было совсем не таким, как у нас. Современные правил приличия, касающихся деликатных тем, еще толком не сформировалось. И никто не отрицал, что человек состоит не только из духа, но и из плоти. И у плоти этой есть естественные потребности.
Тем более, что их можно было обратить на пользу! Человеческие экскременты, например, считались лучшим удобрением. Мочу использовали при окраске волос и в работе кожевенников, красильщиков. А еще ее рекомендовалось пить, чтобы победить водянку. Коровью мочу пили для очищения кишечника.
А уж сколько мазей, притираний и прочих полезных вещей можно было сделать из содержимого ночных горшков! Вот, например, отличное средство от жара — цветочная вода, в которой, кроме цветочков, был свежий коровий навоз. А если перегнать навоз со спиртом, получалась настоящая целебная настойка.
В деревнях благополучие семейства измеряется по величине навозной кучи у дома. И именно на эту кучу вся семья бегает справлять нужду, часто совершенно не стесняясь случайных прохожих.
Аромат выгребных ям, кстати, считался еще и отличным средством профилактики чумы. Его стоило нюхать каждое утро, чтобы дурные миазмы, которые распространяют болезнь, ослабевали от еще большей вони.
Естественному физиологическому процессу посвящали целые поэмы, а художники часто изображали его на своих полотнах, когда желали подчеркнуть грубоватые нравы жителей деревни. Надо сказать, что судьба этих полотен была схожа с картинами, на которых изображались мужчины в костюмах с роскошными гульфиками. Все это богатство в 19 веке закрашивалось, замазывалось, маскировалось…
Нужно отметить, что с 17 века специфический запах был своеобразным маркером, который отличал деревенских жителей от разнеженных горожан. Последние с ужасом описывали своеобразные деревенские нравы, часть из которых еще недавно была составляющей повседневной жизни и высшего общества.
Например, упоминали привычку мочиться в камин, даже когда в нем горели дрова, или справлять нужду в окно, орошая случайных прохожих. А специальные желоба в кабаках, по которым по полу стекала моча!
Добавить в пиво мочу — это тоже была банальная и смешная деревенская шутка. Впрочем, за такие шутки можно было и в глаз получить. А демонстративное справление большой нужды в присутствии кого-либо и вовсе могли посчитать за серьезное оскорбление! Тут и до ножа дойти могло.
Написано по материалам книги Робера Мюшембле «Цивилизация запахов»