Найти в Дзене

Герои Куликовской битвы. Андрей Ослябя

Оглавление

Андрей Ослябя – ученик и постриженик преподобного Сергия Радонежского, одна из ключевых фигур Куликовской битвы. Что известно нам о личности монаха, причисленного православной церковью к лику святого?

До монашества этого героя Куликовской битвы звали Родионом, а при пострижении он получил христианское имя Андрей. Дата и место рождения Родиона Осляби неизвестны. По общепринятой версии он, как и Александр Пересвет, родился в Брянске. Однако, в летописях Ослябя именуется "боярином Любецким", и ряд ученых уверены, что речь идет о некогда богатом городе Любутске в 70 километрах от современной Калуги.

Главным источником знаний о монахах-воинах являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

Ослябя. Павел Рыженко, холст, масло, 2014 г.
Ослябя. Павел Рыженко, холст, масло, 2014 г.

«Задонщина» называет Ослябю братом Александра Пересвета. Возможно, монахи вовсе не были родными братьями, а были двоюродными или троюродными братьями. В тексте «Сказания о Мамаевом побоище» зафиксировано обращение их друг к другу «брате!», но его вполне можно объяснить тем, что они оба были монахами.

"При изучении жизни Пересвета и Осляби историки сталкиваются со многими сложностями. Достоверно известно только, что они действительно существовали — летописные источники упоминают о братьях как о брянских боярах, перешедших на службу к московскому князю Дмитрию", — говорит заместитель директора по науке Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово поле" Андрей Наумов.

Согласно "Сказанию о Мамаевом побоище", к моменту битвы Пересвет и Ослябя были схимниками, то есть перешли на высшую ступень монашества. Это следует из описания приезда Дмитрия Донского за благословением к Сергию Радонежскому:

"И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя».

Пересвет и Ослябя. Рисунок Виктора Васнецова
Пересвет и Ослябя. Рисунок Виктора Васнецова

Искусный воин

Незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием.

Почему же Дмитрий Донской взял с собой в военный поход именно этих монахов? Пересвет и Ослябя хорошо владели военным искусством. Пересвет участвовал до монашества во многих боях и походах, а Ослябя и вовсе был профессиональным воином. Оба хорошо владели оружием. У князя Московского не хватало военачальников среднего звена, поэтому бывшие бояре Пересвет и Ослябя и появились в числе воинов. А раз сам игумен Сергий их благословил, значит, они имели право брать в руки оружие и надевать доспехи.

Благословение накануне битвы. Миниатюра Лицевого летописного свода
Благословение накануне битвы. Миниатюра Лицевого летописного свода

После битвы

В Куликовской битве Александр Пересвет, выходит на поединок с могучим богатырем Челубеем из стана Мамая. В сражении оба падают замертво. Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону от поля брани, где и нашли князя после сражения. Рряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане. В 1390–1392 годы Андрей упоминается в списке митрополичьих бояр при обмене землями между великим князем московским Василием Дмитриевичем и митрополитом Киприаном. В 1398 году Ослябя в составе посольства был послан великим князем московским Василием Дмитриевичем и митрополитом Киприаном в Константинополь с крупной суммой денег, предназначавшейся на восстановление города после набегов турок.

В Куликовской битве Ослябя принимал участие вместе со своим сыном Яковом, погибшим во время сражения. У чернеца и митрополичьего боярина Андрея в конце XIV – первой четверти XV века было еще два сына: Акинф и Родион. Первый из них, как и отец, стал митрополичьим боярином. В источниках он упоминается дважды. В тексте уставной грамоты Киприана Владимирскому Царево-Константиновскому монастырю от 21 октября 1391 года говорится, что митрополит посылал в Москву к бывшему игумену обители своего служилого человека Акинфа. Еще один раз он упоминается в связи с событиями 1425 года. Однако, занявшие в начале 1390-х годов привилегированное положение при дворе московского митрополита Ослебятевы неожиданно исчезают из источников в первой четверти XV века.

Преподобный Сергий Радонежский благословляет на брань великого московского князя Дмитрия Донского и даёт ему Пересвета и Ослябю
Преподобный Сергий Радонежский благословляет на брань великого московского князя Дмитрия Донского и даёт ему Пересвета и Ослябю

Согласно преданию, Ослябя похоронен вместе с Александром Пересветом, в Старом Симоновом монастыре. Через пару столетий после Куликовской битвы монахов-схимников Пересвета и Ослябю стали почитать как святых. В одном из церковных календарей середины XVII века записано: "Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иже на Мамаеве побоищи убиени быша".

Читайте о других героях Куликовской битвы: