Эта история об одном из засекреченных эпизодов Великой Отечественной войны. Начало ее можно прочитать здесь.
На территории СССР
Дело в том, что диверсантов в Советском Союзе ждали, так как уже в начале 1944 года получили разведданные о готовящейся операции по ликвидaции Сталина. И НКВД бросило все силы, чтобы задержать немецких агентов.
Самолет, который 4 сентября 1944 года должен был доставить на советскую территорию Таврина и Шилову (именно такую фамилию взяла Лидия после замужества), был обстрелян в воздухе. Он с трудом приземлился в Смоленской области. И тут же сведения о его местонахождении были сообщены в НКВД.
Таврин и Шилова достаточно быстро выкатили из самолета свой мотоцикл, сели в него и отправились в путь. Однако по дороге их остановил сотрудник органов госбезопасности, попросив показать документы. Документы у обоих были в полном порядке. На груди Таврина красовалась звезда Героя Советского Союза и множество орденов. Кстати, все награды были подлинные. Немцы сняли их с советских офицеров, кaзненных ими в плену.
Но даже эти награды и идеальные документы не остановили сотрудников НКВД. Бросались в глаза существенные мелочи: Таврин утверждал, что был вызван по приказу командования и ехал весь день и ночь, но его мотоцикл и одежда сильно не промокли, а между тем весь день и всю ночь шел дождь. Да и награды он носил по-старому, а в армии их уже одевали в ином порядке.
Таврин и Шилова были задержаны и после недолгого допроса признали, кем они являются на самом деле. При них были обнаружены бланки документов, ценности, меха, оружие и денежная сумма, равная 500 000 советских рублей (огромные на тот момент сбережения).
Тайно они были доставлены на Лубянку, где даже имен их в личном деле не было. Заключенные проходили под номерами: 35 – у Таврина и 22 – у Шиловой.
Последние годы
Супруги сразу согласились сотрудничать с НКВД. И советские контрразведчики начали радиоигру с немцами с оперативным названием «Туман». Целью ее стало получить как можно больше сведений об этой операции и водить немцев за нос. Первый выход в эфир состоялся 27 сентября 1944 года. Последняя радиограмма из Берлина пришла 9 апреля 1945 года.
Но контрразведка не спешила судить Таврина и его жену, ожидая, что с ними даже после войны могут выйти на связь бывшие агенты. Супруги тайно содержались во внутренней тюрьме Лубянки.
Суд над ними начался только 1951 году. Доказательная база была полная и подразумевала для Таврина только одну меру наказания. Он признал свой переход на сторону немцев, Лидия утверждала, что пребывала в полном неведении относительно цели его задания и просто согласилась сопровождать мужа. Доказать, что она сознательно работала на немецкую разведку еще с 1942 года, не удалось.
Но на суде несчастная женщина попросила ей вынести одинаковый с мужем приговор. Обоих признали виновными и назначили высшую меру наказания. Приговор был приведен в исполнение 28 марта 1952 года для Таврина и 2 апреля для Шиловой.
Так закончилась жизнь этой женщины. Кем она была на самом деле: коварным агентом или жертвой обстоятельств, стремящейся найти семейное счастье среди хаоса вoйны, трудно сейчас сказать.
Но факт остается фактом: она стала женой человека, который взял на себя обязательство yничтoжить главу советского государства, но именно это государство и обрушило всю свою карательную силу на нее и ее мужа.
Спасибо, что дочитали.
В продолжении темы.