Найти тему

Задание 6. Лексические нормы

Оглавление

Омагад, лексика — это мой любимый раздел русского языка. Почему? Да потому что лексику можно изучать всю жизнь, но при этом все равно не смочь считать себя профи.

В задании 6 мы будем работать с разного рода лексическими ошибками.

Лексика — это про значение слова и корректное его употребление. Соответственно, лексическая ошибка — это ошибка в употреблении слов.

Как выглядит это задание?

Сейчас по порядку рассмотрим все виды лексических ошибок, которые ты можешь встретить в этом задании.

Очень важно! Выполняя задание 6, внимательно читай формулировку. Тебя могут попросить как исключить лишнее слово, так и заменить неверно употребленное
  1. Используем слово в значении, которого оно не подразумевает

Иногда мы употребляем слова, не зная их значения. В таком случае появляются предложения типа

Он постоянно называет меня по фамилии. Ненавижу эту фамильярность!

Человек подумал, что фамильярность — это когда тебя называют по фамилии. Но на самом деле это слово имеет другое значение (неуместно развязный, слишком непринуждённый)

Благодаря пожару сгорели 10 домов в поселке, к счастью, никто не пострадал

В этом предложении предлог должен иметь значение «из-за». И точно не должен иметь положительную окраску, которая есть у предлога благодаря.

2. Не различаем паронимы, не видим оттенки смысла в синонимах

Про паронимы мы уже поговорили здесь. Примерно та же ошибка иногда возникает с употреблением синонимов. Все же синонимы — это слова близкие по значению, но далеко не всегда одинаковые. Вот так и рождаются подобные ошибки

Имя Майкла Джексона знакомо во многих странах

Да, известный и знакомый — синонимы. Но знакомым можно быть только кому-то, а не в чем-то. Поэтому здесь мы не можем использовать этот вариант.

3. Смешиваем стили

Про стили речи я очень много рассказываю здесь. Чаще всего такая ошибка встречается в сочинениях, а не в задании 6, но о ней тоже нужно рассказать

Печорин поступил некрасиво. За такое поведение можно и в рыло получить

Отрывок явно взят из сочинения. А сочинение — это публицистика. В публицистике мы не можем позволить себе использовать слова разговорного стиля.

-2

4. Используем слова, которые друг с другом не сочетаются

Ты не поверишь, но существуют даже специальные словари лексической сочетаемости, в которых написано, какие слова друг с другом рядом ставить ок, а какие — не ок

Но наша задача — постоянно задаваться вопросом: «А нормально ли вообще эти два слова ставить рядом?»

Этот поступок играет большое значение в моей жизни

Значение можно иметь, а роль — играть. Ошибка произошла, потому что мы совместили в голове два устойчивых выражения

играть роль
иметь значение

но эти слова лексически сочетаются только друг с другом, скрещивать их нельзя.

5. Дублируем смысл лишними словами

Такая ошибка называется плеоназмом. И это самая распространенная версия ошибки в задании 6.

Плеоназм получается, когда мы очень сильно хотим что-то подчеркнуть и поэтому впихиваем к и так эмоционально окрашенному слову эпитет

Так рождаются фразы вроде

Очень огромный

Огромный. Это и так очень большой. Значит, получается «очень очень большой» :)

Или же мы забываем, что некоторые слова уже как бы содержат внутри себя другие

Прейскурант цен

Прейскурант — это список цен. Получается, что мы написали «список цен цен»

  1. Тавтоложим

Ну, такая ошибка тебе наверняка известна. В задании 6 тоже встречается, но искать ее ой как легко)

Масло масляное
В рассказе рассказывается

7. Коверкаем фразеологизм

Фразеологизмы я подробно разбираю здесь. Один из их признаков — устойчивость. Это значит, что фразеологизмы можно использовать ТОЛЬКО ТАК И НИКАК ИНАЧЕ.

Ошибки во фразеологизмах — это как раз тот тип задания, когда слово нужно заменять, а не исключать

Мы можем сказать «ему палец в рот не клади»

Но не можем сказать

Ему руку в рот не клади
-3

Поздравляю с освоением новой темы! У нас есть много всего интересного по другим заданиям! Мы разобрали ошибки, которые чаще всего допускают в сочинении на ЕГЭ (тыкай и получай ВКонтакте)

Получить тест по теме в ЛС →

Примерное время выполнения: 20 минут.

Полноценный тест с автоматической проверкой. Мы используем сервис «РЕШУ ЕГЭ» как самый удобный в коммуникации между учителем и учеником. На сервисе возможна авторизация через ВК.