Найти тему
Путевой обходчик

Редкий танк-паровоз Сормовского завода в Мариупольском морском порту.

Паровоз Ьс.3 в порту Мариуполь.  Фото предоставил А. Бутт.
Паровоз Ьс.3 в порту Мариуполь. Фото предоставил А. Бутт.

В свое время, мариупольский краевед и коллекционер Александр Бутт, прислал мне вот такую уникальную фотографию с изображением маневрового танк-паровоза, сделанную на одном из причалов Мариупольского морского порта.

Как оказалось, танк-паровоз Ьс.3, попавший на фото, принадлежит к небольшой серии маневровых локомотивов, производившихся на Сормовском паровозостроительном заводе. При осевой формуле 0-3-0, паровоз весил 46 тонн. Длинна по буферам составляла 9864 мм, диаметр движущих колес - 1050 мм. Максимальная скорость, которую мог развивать этот локомотив - 48 км/ч.

Первый паровоз этой серии построили в 1903 году, для акционерного общества "Ртутное и угольное дело А. Ауэрбаха и Ко", которое занималось добычей полезных ископаемых в Донбассе. Еще две машины выпущенные в том-же году оставляют на Сормовском заводе для собственных нужд, но одну в 1906 году передают на Ковельско-Владимирскую железную дорогу Главного управления военных сообщений. А в 1915 году все три локомотива каким-то чудесным образом оказываются в парке Привислинской железной дороги, где и получают серию Ьс и номера 1-3.

В период с 1909 по 1923 годы выпущен еще десяток таких паровозов, большей частью для нужд самого Сормовского завода. Например паровоз Ьс.13 был заснят на Сормовской верфи. Внешне эта машина очень похожа на паровоз работавший в Мариупольском порту. И если предположить, что нумерация у них была сквозная, то Ьс.13 и был последним из этих десяти паровозов, а год его постройки 1923-й.

Паровоз Ьс.13 в на Сормовской верфи. Фото из сети Интернет.
Паровоз Ьс.13 в на Сормовской верфи. Фото из сети Интернет.

В 1926 году Сормовский завод собирает партию из 15 машин для промышленных предприятий СССР. Некоторое количество машин предназначалось для треста "Югосталь", в который на тот момент входили Юзовский завод (сейчас ДМЗ Донецк), Мариупольский завод имени Ильича и другие металлургические предприятия Донбасса. В итоге, производство небольшой серии маневровых паровозов оказалась размазанным по времени на 23 года...

Не совсем понятно сколько всего этих паровозов построили. Если верить книге В. А. Ракова, то получается 28 единиц, но на известном фото паровоз серии Ьс для "Югостали" стоит номер - 48. Возможно был пропуск в номерах, а может и еще какие чудеса статистики. По маневровым паровозам найти что-то внятное, к сожалению, крайне сложно.

В общем, получается, что в Мариупольском морском порту работал один из первых паровозов этой серии, построенный в 1903 году. Какими путями вела его судьба от Привислинской железной дороги на берега Азовского моря мне, увы, неизвестно.

У моих коллег по увлечению, была версия, что это мог быть один из паровозов бывшего треста "Югосталь". Ведь эти промышленные машины работали намного ближе и вполне возможно, что даже в самом Мариуполе. Но так как никаких доказательств этой теории нет, я все-же склонен думать, что это и есть оригинальный Ьс.3.

Паровоз Ьс.48 для треста "Югосталь". Фото из сети Интернет.
Паровоз Ьс.48 для треста "Югосталь". Фото из сети Интернет.

И еще. Судя по надписи "Отремонтирован в подарок Родине в честь XXX-летия ВЛКСМ комсомольцами и молодежью Запорожского паровозоремонтного завода", на борту водяного бака, паровоз прошел ремонт на Запорожском ПРЗ в 1948 году. Вероятно, фото сделано в 1948-1949 годах.

Ниже приведу еще несколько фото с этим паровозом, но сделанные несколько позже - в 1955 году.

Паровоз Ьс.3 в порту Мариуполь. 1955 год. Фото из фондов Мариупольского краеведческого музея.
Паровоз Ьс.3 в порту Мариуполь. 1955 год. Фото из фондов Мариупольского краеведческого музея.

Что интересно, на всех снимках этот локомотив занят подачей кюбелей с углем на причал. Такой способ погрузки применялся до 60-х годов. Уголь доставленный в полувагонах в порт разгружался на открытой площадке, которая использовалась как склад. Доставка же на борт судна осуществлялась в специальных ковшах - кюбелях (от немецкого Kübel — чан, бадья, черпак), которые перевозились на тележках по обычному железнодорожному пути. На причале кюбели поднимались кранами и высыпались в трюм корабля. Для открытия применялись специальные запорные устройства.

Судя по снимкам, наш паровозик был закреплен на этой работе и вероятнее всего имел какие-то специальные сцепные приспособления.

Паровоз Ьс.3 в порту Мариуполь. 1955 год. Фото из фондов Мариупольского краеведческого музея.
Паровоз Ьс.3 в порту Мариуполь. 1955 год. Фото из фондов Мариупольского краеведческого музея.

На этом пока все! Спасибо за внимание! Если есть вопросы или дополнения к материалу, добро пожаловать в комментарии!

Мой канал в ТГ: https://t.me/putevoy_obhodchik

И группа в ВК: https://vk.com/putevoyobhodchik

Если вам понравилась статья - можете поддержать автора канала и перевести небольшую сумму на мою карту СБ РФ 2202 2056 7396 0735. Все деньги полученные от вас пойдут исключительно на покупку железнодорожных книг и журналов, необходимых для написания новых статей. Благодарен за любую помощь!