Найти тему

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА: КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

В прошлой статье (https://clck.ru/32bH99) мы рассмотрели подготовительный этап коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.

Переход к коррекционному этапу осуществляется после усвоения материала подготовительного.

Коррекционный этап проходит в следующем порядке.

1. Работа над гласными

  • Восприятие гласных и их сочетаний с опорой на их символы.

Знакомим ребенка с символами гласных звуков. Берем 2-3 символа, называем их слитно медленно в разных вариациях (ИА, УЭ, АУО, УИА и т.д.)

Символы гласных
Символы гласных
  • Произнесение гласных без зрительной опоры

Взрослый произносит ряд гласных, ребенок повторяет.

  • Восприятие перемещения ударения в рядах гласных звуков.

Даем ребенку послушать ряд (например: АУИ), где ударение падает на первый гласный звук А. Выкладываем ряд символами. Молоточком показываем ударение, положив его на символ ударного звука (А). Затем произносим ряд с ударением на второй звук У. Переносим молоточек на этот звук. Затем снова вернулись к ударению на первый звук А. Ребенок самостоятельно кладет молоточек. Тоже самое проделываем с третьим ударным звуком И. И так повторять пока ребенок самостоятельно не будет перемещать молоточек по ударным звукам.

  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.

Взрослый просит ребенка: «Посмотри внимательно мне на губы, попробуй сказать звуки».

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько выложено бусинок.
-3

2. Воспроизведение слогов.

  • Воспроизведение слоговых рядов с согласным и одной гласной (ПА-ПА-ПА, БА-БА-БА)
  • Воспроизведение слоговых рядов с общим согласным и сменой гласного звука 2-3-4 слога

ПА-ПУ-ПЫ (используем символы гласных)

ТА-ТУ-ТО, ВУ-ВЫ-ВА-ВО, МО-МА-МЫ-МУ

Взрослый предлагает ребенку: "Сейчас мы будем играть с тобой в попугайчиков. Я взрослый попугай, а ты маленький. Буду говорить ПА-ПО, а ты повторяй". Можем использовать символы гласных, если на слух ребенку сложно повторить. Постепенно увеличиваем количество слогов.

  • Воспроизведение слоговых рядов с общим гласным и сменой согласного звука (ХА-МА-ПА, КА-НА-ВА, ПА-НА-МА)
  • Воспроизведение обратных слогов (скажи «Ав – ав» столько раз, сколько лепесточков у цветочка)
  • Воспроизведение закрытых слогов, их рядов (различные звукоподражания)
-4
  • Воспроизведение слогов со стечением согласных звуков (ква-ква-ква)

3. Работа над словом.

Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (ваза, лиса, сота, коза).
  2. Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, панама, полено, ворона).
  3. Односложные слова (дом, дым).
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
  5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, сабля, ветка).
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  7. Трехсложные слова с закрытым слогом (чемодан,бегемот, телефон).
  8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
  9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
  10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (тумбочка, фундамент).
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ткач, стол, гном).
  12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (факт, зонт).
  13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, кнопка, гвозди).
  14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, комедия).

Для отработки слов используем "словесные дорожки", различные упражнения.

-5

Упражнения для коррекционной работы над слоговой структурой слова (работа над словом)

1. Выкладываем предметные картинки и просим ребенка отгадать, что за слово мы загадали, произнеся первый слог (МА- як, ГА-мак, ВА- гон, ПА-ук).

2. Выкладываем предметные картинки и просим ребенка назвать слово, при этом мы произносим только 2 конечных слога (па-НАМА, бе-ГЕМОТ, ку-БИКИ, ка-БИНА). Используем игрушки. "Мишка нам что-то хотел сказать. –ГЕМОТ. Что же он нам сказал? Скажи все слово (показываем картинку)". Если сложно, используем символы.

3. С помощью символов гласных выкладываем контур слов. ПАУК (выкладываем символы А –У); МУХА (выкладываем У-А). Вначале берем двусложные слова, а потом трехсложные, четырехсложные (А-У-И-А ПАУТИНА).

4. Получение словосочетания со словом "нет" и наращением количества слогов (нет кота, дома, быка, кита, бака, мака, банана, дивана, веника, бутона, батона, буфета, петуха, кубика, хомяка). Подбираем соответствующие картинки. Прикрываем или убираем нужную картинку и спрашиваем: чего нет?

5. Получение новой формы слова (множественного числа) с наращением слога: "Один и много" (мак - маки, кот - коты, конь – кони, пакет - пакеты, букет - букеты). "Смотри мак, мак, мак. Их так много. Как мы это можем сказать? Маки".

6. Упражнение "Добавь слог КА» (двухсложные слова с двумя стечениями согласных). Взрослый бросает мяч ребенку и произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово слогом КА, затем называя слово целиком (птич – ка – птичка, клюш – ка – клюшка, трой – ка – тройка).

7. Упражнение "Добавь первый звук" (односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова). Ребенок бросает мяч взрослому и называет первый звук. Взрослый возвращает мяч и произносит окончание слова. Ребенок должен назвать слово целиком.

Ребенок:            Взрослый:         Ребенок:

К                           Лей                  Клей

С Тол                   Стол

Г риб                  Гриб

8. Упражнение "Подскажи словечко". Ребенку предлагаем отгадать загадку, в которых отгадка рифмуется с каким-нибудь словом из загадки. "Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. Он известен, знаменит это доктор….. (Айболит)"

9. Выбор слова со стечением и его преобразование (при сохранении ударения). Используем игрушку. "Попугайчик неправильно говорит, давай его поправим". Даем квазислова, где опущено стечение: БАНА, БАКА (Банка); ТЫКА, ТЫВА (Тыква); КОФА, КОТА (Кофта); КОМАТА, КОНАТА (Комната).

Все эти упражнения по формированию слоговой структуры можно проводить самостоятельно с ребенком в домашних условиях. Все упражнения проводятся в игровой форме с использованием различных дополнительных средств: картинок, мячей и т.д.

Мы рассмотрели все этапы коррекции нарушений слоговой структуры слова. Надеюсь, что статья была вам полезна!

Понравилась статья, ставим лайк, подписываемся на мой канал
#слоговая_структура_слова #логопедекатеринбург #фефекты_речи
#коррекция_слоговой_структуры
#_logoshp_