Многие из Вас кто хотя бы раз видел настоящий паровоз вживую, наверняка видели, как машинист эффектно пускает пар во все стороны из обеих паровых машин, перед тем как тронутся с места после стоянки.
Это что, такой способ самовыражения машиниста паровоза, некогда очень почётной и уважаемой профессии, работа на широкую публику для любителей железных дорог и объективов фотографов? Желание покуражится? Но нет, во всем этом есть конкретный технический смысл. В то время, когда паровозы проектировались и строились думать о "понтах" никому и в голову не приходило.
«Поршня за работу свою принялись, из кранов раздалось шипенье» …
Строки из народной песни «Будни паровозной бригады» профессионального фольклора паровозников, созданная в 1940–1950-е годы и исполнявшаяся на мотив песни «Раскинулось море широко».
А теперь перейдём к делу — точному ответу за поставленный наш вопрос. Чтобы из-за воды, которая скапливается в цилиндрах паровой машины, не произошёл гидроудар и цилиндровые крышки не выбило, дышла не погнуло, открывали перед троганием с места цилиндропродувательные краны.
На паровозах царскосельской поры (времён открытия самой первой в России железной дороги Петербург-Царское Село, 1837 год) открывал их помощник машиниста, который сперва бежал рядом с паровозом, а потом закрывал краны и вскакивал на ходу обратно в будку. Позднее сделали эти краны с приводом из будки машиниста, сделав работу паровозной бригады гораздо комфортнее и безопаснее.
Когда в цилиндры паровой машины подаётся пар, в эти краны он с шипением вылетает и образует возле передка паровоза необыкновенно живописные белые усы.
Прежде чем открыть регулятор, машинист всегда посмотрит на машину и помощника спросит — нет ли кого возле кранов возле левого крыла, потому что ошпарить человека можно запросто — и бывало. Близко подходить к продувочным кранам в момент трогания паровоза может быть опасным.