Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Для чего машинист пускает пар во все стороны перед тем как тронутся с места, в этом есть необходимость или для куража перед фотографами?

Многие из Вас кто хотя бы раз видел настоящий паровоз вживую, наверняка видели, как машинист эффектно пускает пар во все стороны из обеих паровых машин, перед тем как тронутся с места после стоянки.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Это что, такой способ самовыражения машиниста паровоза, некогда очень почётной и уважаемой профессии, работа на широкую публику для любителей железных дорог и объективов фотографов? Желание покуражится? Но нет, во всем этом есть конкретный технический смысл. В то время, когда паровозы проектировались и строились думать о "понтах" никому и в голову не приходило.

Паровоз серии Л отправляется с платформы остановочного пункта Чёрный Дор в составе пригородного ретропоезда "Селигер" сообщением Осташков-Бологое. В данном конкретном случае можно сказать, что машинист пускал пар на камеру, поскольку в тяге по причине поломки не участвовал, а весь состав тащил прицепленный позади вторым локомотивом тепловоз ТЭП70. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л отправляется с платформы остановочного пункта Чёрный Дор в составе пригородного ретропоезда "Селигер" сообщением Осташков-Бологое. В данном конкретном случае можно сказать, что машинист пускал пар на камеру, поскольку в тяге по причине поломки не участвовал, а весь состав тащил прицепленный позади вторым локомотивом тепловоз ТЭП70. Фото: Алексей Алексеев

«Поршня за работу свою принялись, из кранов раздалось шипенье» …

Строки из народной песни «Будни паровозной бригады» профессионального фольклора паровозников, созданная в 1940–1950-е годы и исполнявшаяся на мотив песни «Раскинулось море широко».

А теперь перейдём к делу — точному ответу за поставленный наш вопрос. Чтобы из-за воды, которая скапливается в цилиндрах паровой машины, не произошёл гидроудар и цилиндровые крышки не выбило, дышла не погнуло, открывали перед троганием с места цилиндропродувательные краны.

Цилиндропродувательные краны на паровой машине паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев
Цилиндропродувательные краны на паровой машине паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

На паровозах царскосельской поры (времён открытия самой первой в России железной дороги Петербург-Царское Село, 1837 год) открывал их помощник машиниста, который сперва бежал рядом с паровозом, а потом закрывал краны и вскакивал на ходу обратно в будку. Позднее сделали эти краны с приводом из будки машиниста, сделав работу паровозной бригады гораздо комфортнее и безопаснее.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Когда в цилиндры паровой машины подаётся пар, в эти краны он с шипением вылетает и образует возле передка паровоза необыкновенно живописные белые усы.

Маневровые передвижения паровоза серии Л на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Маневровые передвижения паровоза серии Л на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Прежде чем открыть регулятор, машинист всегда посмотрит на машину и помощника спросит — нет ли кого возле кранов возле левого крыла, потому что ошпарить человека можно запросто — и бывало. Близко подходить к продувочным кранам в момент трогания паровоза может быть опасным.

"Не стой у паровой машины!" Фото: Алексей Алексеев
"Не стой у паровой машины!" Фото: Алексей Алексеев

-8