Еще в конце 80-х годов прошлого века имя Евгения Кондратенко было на слуху. Его хорошо знали в бандитских кругах, его уважали цеховики и уголовники, с ним здоровались за руку многие партийно-хозяйственные деятели разваливающегося Советского Союза. Сейчас очень трудно среди всех легенд и преданий отделить истину от домысла. Чего только не рассказывали про Господина (это была его авторитетное "погремуха"). Самые фантастические и малореальные я отбрасываю и воспользуюсь лишь умеренными.
Некоторые считают Господина одним из самарских цеховиков. Я считаю, что это громко сказано. Все таки под "цеховиками" подразумевались люди, занимающиеся "теневой экономикой" в эпоху СССР. Мною не установлены факты данного занятия. Еще в "догорбачевскую эпоху" Кондратенко, вроде бы, отсидел небольшой срок в местах заключения, а вернувшись занялся "игрой в карты". Уже в тот период он имел "погремуху" "Женя-таксист". Ходила достаточно правдоподобная легенда, что Господин имел несколько "своих" (находящихся в доле) водителей такси, которые работали с клиентами аэропорта "Курумоч". И вот этих то клиентов Господин в 80-х годах и разводил на игре в карты. А один "пенсионер криминальной Самары 80-х", ныне живущий в Москве, меня уверял, что Кондратенко сам в те года "таксовал" и был "каталой" под крышей Феди Бешеного.
Есть также рассказ, что именно Господин всегда держал "катран" в подсобных помещениях куйбышевских гламурных ресторанах и кафе ("Пикник", "Цирк", "Молодежное" и "Россия"), где работал Александр Масалов. И дружба их была многолетней.
К концу 80-х годов Господин имеет уже репутацию в элитной тусовке города Куйбышева. В те годы игра в карты была практически единственным развлечением людей, имеющих деньги. Партийные и хозяйственные боссы, торговая мафия, пивная мафия... все где то собирались и играли до рассвета в карты. А азарт зашкаливал. Проигрывали машины (тогда это было целое состояние), дачи и тысячи рублей.
Кондратенко был завсегдатаем таких тусовок. А ведь туда кого попало с улицы не пускали. Необходимо было иметь железную и авторитетную рекомендацию. Сам Кондратенко в конце 80-х организовал катран в подсобке кафе "Театральное". Поговаривают, что уже в конце 80-х годов Господин мог решить массу вопросов с властью. Частенько захаживал он в гости к правоохранителям. И есть легенда, что в конце 80-х годов Господин выиграл в карты у одного крутого пивника пивнушку (это колоссальная сумма!!) и после этого он обзавелся собственным бизнесом, стал вкладывать деньги в пивной бизнес и играть в этом бизнесе достойную роль (вроде бы, уже в конце 80-х Господин разъезжал на крутой иномарке).
В период активизации капиталистических отношений (конец 80-х-начало 90-х) и передела сфер влияний в городе, имя Кондратенко, хоть и всплывало не раз, но, тем не менее, он выбрал политику (как и большинство "теневиков") "неконфликтного накопления".
С началом расцвета кооперативного движения в Самаре Кондратенко создает кооператив "Резерв". Примерно на рубеже 80-90-х годов Кондратенко открывает кооператив НПО"Резерв". НПО "Резерв" (в последующем ООО НПК "Резерв") монополизировал в Самаре суперприбыльный бизнес- предприятие выпускало комплектующие для АвтоВАЗа, в том числе маслоотражательные колпачки, которые начиная с 1993 года устанавливаются на вазовские двигатели.
И это оказалось очень прибыльным делом. Золотым бизнесом. В кооперативе "Господин" ввел жесточайшую дисциплину: за опоздание или прогулы сразу же следовало увольнение. Но! И оплата труда была колоссальная. Люди готовы были работать сверхурочно и брать работу на дом...
Из воспоминаний: "Каждый работник всё, что сделал за смену (резинотехнические изделия), брал выработку домой и дома жена, родственники, дети, все кто мог обрабатывали детали от облоя, на следующую смену сдавали готовую продукцию. Жёны тоже были устроены на работу и получали такие же фантастические деньги".
Сейчас трудно дать объяснения тому факту, что именно в этом кооперативе работали, по неподтвержденным данным, Олег Родионов ("Парамон"), Мукоед, Синий, Михаил Бесфамильный (Бес), Василий Шишов, Олег Гусев... Есть мнение, что одно время и Сергей Яшин ("Дохлый") числился участником. Причину такой концентрации известных личностей мы оставим без комментариев. Просто в один момент "шарашку" закрывают и все работники... становятся авторитетными бандитами. Разумеется, "Господин" профессионально подбирал работников...
Имя Кондратенко громко прогремело в апреле 1994 года, когда в Самаре был создан акционерный коммерческий банк "Лептабанк". Именно Евгений Кондратенко стал основателем данного банка. Но я все же склоняюсь к мысли, что данный банк являлся прикрытием для криминальных структур по отмыванию денег. Вряд ли Господин был способен самостоятельно в одночасье стать банкиром. Но то, что данный банк стал основным кредитором создаваемого "Синдиката трех К", это бесспорно.
Дальнейшая судьба банка не очень знаменательна. После гибели Кондратенко в 1999 году самарский банк приобрела группа тольяттинских предпринимателей во главе с бывшим первым вице-президентом ОАО «АвтоВАЗ» Николаем Ляченковым. Головной офис банка был перенесен в Тольятти. В 2006 году Лептабанк выкупила самарская группа компаний «Союз», которой также принадлежал КБ «Потенциал». Летом того же года головной офис Лептабанка переехал в Москву. В июле 2007 года банк был продан группе частных инвесторов — экс-менеджерам Росбанка и банка «ДельтаКредит» Вадиму Юрьеву, Елене Шилиной, Ларисе Магеро, Андрею Ларкину, Елене Харитоновой (по 19,92% акций каждому). В момент продажи собственный капитал кредитного учреждения составлял 35,2 млн рублей, при этом сумма сделки оценивалась в 3—5 млн долларов. Для новых собственников основной целью этого приобретения был запуск ипотечного бизнеса на базе уже существующего банка. Ключевым инвестором проекта выступило близкое к новым владельцам инвестиционное подразделение «Альфа-Групп» Alfa Capital Partners. В октябре 2007 года Лептабанк получил современное наименование — «ИпоТек Банк».
Но в период самарской истории банка 1994-1999 гг. Кондратенко воспользовался банком для создания бизнеса.
С Валерием Костюниным Господин познакомился, когда "Борман" пришел в кооператив с предложением заняться деревообработкой. Костюнин имел судимость (9 лет) и отличался хитростью и коммерческой жилкой. Прозвище "Борман" он получил из-за того, что как тень следовал за "Господином", когда тот появлялся на работе.
Карасев же был, вроде бы, не из уголовной среды и имел чисто дружеские отношения с Кондратенко. Он был генератором коммерческих идей. Вот это трио- взрывной и горячий (иногда идущий напролом) Кондратенко, дипломат-хитрец Костюнин и мягкий и осторожный Карасев- и составили основу данного бизнеса, который я именую "Синдикат трех К" (по первым буквам фамилий).
В этот же период друзья открывают еще несколько предприятий и гостиницу "Европа". Бизнес процветает.
Параллельно процветает и банковский бизнес. Но банк существовал более-менее нормально лишь до начала 1997 года, пока в нем находились счета АО "Самарагаз". Когда счета были переведены в другой банк, в Лептабанке начались серьезные затруднения. В 1998 году ситуация в Лептабанке была неустойчивой и постоянно ощущался недостаток денежных средств. Тем не менее Кондратенко и его партнеры сохранили контроль над этим предприятием, состояние которого становилось все хуже и хуже. Странные операции по выдаче кредитов и покупке-продаже векселей полумертвым банком, вероятнее всего, велись в интересах его учредителей, выводивших из него средства в разгар банковского кризиса. По неофициальной информации, размер проблемной задолженности банка составлял на тот момент 9 миллионов рублей (1,5 миллиона долларов). В конце 1999 года банк в кризисном состоянии (без капитала и оборотных средств) был продан тольяттинской компании "Экополис-Приморский", входящей в число фирм, группирующихся вокруг вице-президента АО"АвтоВАЗ" Николая Ляченкова.
А 31 декабря 1999 года Евгений Кондратенко погибает в автокатастрофе. Подробности автокатастрофы мне не известны. Но после смерти Господина в "Синдикате трех К" разгорается война.
Дело в том, что после смерти Господина на свет всплывает постановление администрации Советского района Самары №1608 от 3 декабря 1997 года, в котором были зарегистрированы изменения в учредительных документах общества "Резерв". На основе этих документов Карасев оказался вообще выведен из состава учредителей, а Евгений Кондратенко вместо себя ввел свою жену Тамару. Таким образом оказывалось,что Тамара Кондратенко становилась единственным учредителем "Резерва".
Карасев и Костюнин, вроде бы, совместно заявляют, что их друг Евгений Кондратенко не мог так поступить, не поставив их в известность. И оспаривают достоверность подписи Евгения Кондратенко. К тому же Тамара Кондратенко предьявляет свои права и на гостиницу "Европа".
Судебная власть выносила решения с переменным успехом. Дело Кондратенко-Карасева рассматривалось вплоть до президиума Верховного суда РФ. Одна инстанция признавала право погибшего являться учредителем ООО НПК «Резерв», другая отменяла это решение, отсылая дело на новое рассмотрение. Параллельно борьба за собственность шла в арбитражных судах. И пока шла эта правовая борьба, предприятием стал управлять... чеченский клан братьев Тукаевых, пришедших на помощь Екатерине (дочь Господина) и Тамаре Кондратенко.
Директором «Резерва» стал Магомед-Саид Тукаев. Валерия Карасева на территорию завода не пускали. Валерий Костюнин основал собственное производство по изготовлению стальных и деревянных конструкций. В борьбе за наследство Господина он поддерживал старого друга, стараясь не привлекать широкого внимания. Говорят, что особое возмущение Костюнина вызвали претензии Екатерины Кондратенко на гостиницу «Европа». В одной из приватных бесед Костюнин сказал, что в строительстве гостиницы покойный Господин вообще не участвовал, все заботы легли на плечи Валерия Карасева.
Вообще даже эти судебные мытарства оказались окрашены кровью. Через своего приятеля Дасковского один из адвокатов Екатерины Кондратенко попытался выйти на Верховный суд, который мог бы поставить точку в затянувшемся хозяйственном споре. Дасковский рекомендовал некоего Москалюка как человека с хорошими связями в судебных кругах.
При личной встрече адвокат пообещал Екатерине Кондратенко добиться нужного постановления: якобы для этого всего лишь следовало дать судьям взятку. Екатерина согласилась и выделила деньги ($250 тысяч). Москалюк принес нужное решение, но довольно быстро стало ясно, что все бумаги поддельные. Впрочем, Москалюк утверждал обратное и обещал доказать это в Самарском суде.
15 декабря 2002 года Москалюк договорился с Дасковским встретиться на Кутузовском проспекте за несколько часов до вылета в Самару. Дасковский приехал со своим приятелем Дамиром Байбуровым. Свидетели утверждали, что Дасковский взял с собой $150 тысяч - эти деньги он хотел вернуть Кондратенко, если придется отвечать за своего протеже. Но в итоге Москалюк убил обоих и в последствии получил за это 13 с лишним лет колонии строгого режима.
Тем не менее в 2004 году Верховный суд все же выносит решение в пользу наследниц Кондратенко. В итоге регистрируется новый устав.
В 2004 году Тамара Кондратенко продала 100% акций НПО «Резерв» Евгению Барабанову, далее компания была перепродана Татьяне Гладковой, которая, в свою очередь, продала ее Станиславу Куянову. А Станислав Николаевич Куянов назначает директором ООО НПК "Резерв".....кого? правильно- Тукаева Магомед-Саид Даяновича!
В конце 2004 года Карасев попытался зайти на предприятие при поддержке сотрудников ЧОП "Каракут", однако акция закончилась неудачей. В суде Вячеслав Карасев безуспешно пытался оспорить сделки по купле-продаже предприятия и добиться ликвидации ООО. "Суд отказал ему, посчитав, что на момент подачи иска он не являлся участником ООО",— прокомментировали в самарском арбитраже, пояснив, что после ряда перепродаж конечным обладателем "Резерва" "стало добросовестное лицо и сделки были признаны законными" (Коммерсант №163/п от 10.09.2007).
А 11 июля 2006 года Самару облетает новость: "Октябрьским РОВД г. Самары разыскивается Костюнин Валерий Михайлович, 03.09.1953 г.р., проживающий в г. Самаре, который 02.07.1006 г. уехал из дома на своей а/м «Джип-Юкон» черного цвета, 1995 г/в, г/н С 043 СУ 63, и местонахождение которого до настоящего времени не известно. Его приметы: на вид 50-55 лет, рост 170-175 см., худощавого телосложения, волосы вьющиеся темно-русого цвета, глаза карие, лицо красное, уши овальные.
Особые приметы: шрам после удаления аппендицита, на левой ноге татуировка в виде «факела», на запястье правой руки шрам, на указательном пальце правой руки татуировка в виде кольца.
Одет: пиджак темно-синего цвета, брюки черные, рубашка светлая, туфли черные.
При себе имел сотовый телефон «Samsung», паспорт и водительское удостоверение, документы на машину."
Спустя некоторое время джип был обнаружен на берегу реки Самарки с несколькими пулевыми отверстиями на кузове. А еще через неделю был найден и труп Валерия Костюнина. Аж в лесном массиве Красноглинского района. Костюнин скончался от пулевого ранения в голову. Как основную версию правоохранители отрабатывали... самоубийство (??!!).
В начале 2007 года Валерий Карасев опротестовал все сделки по купле-продаже акций НПО. Также появляется его заявление о ликвидации НПК "Резерв". При ликвидации ООО имущество сначала поступает кредиторам, потом участникам. Если у общества нет кредиторов, Вячеслав Карасев, считая себя единственным участником ООО, рассчитывал на то, что имущество перейдет ему, в том числе земля ООО на Заводском шоссе в Самаре. Однако оппоненты бизнесмена добились в суде приостановки ликвидации общества, а 6 сентября 2007 года 11-й апелляционный арбитражный суд оставил решение в силе.
И вечером этого же дня Валерий Карасев... был убит. А 7 сентября Карасеву должно было исполниться 60 лет. Но, по словам родственников, ему накануне убийства угрожали, что он не доживет до юбилея.
Труп Валерия Карасева с двумя огнестрельными ранениями в голову и грудь был обнаружен вечером 6 сентября в доме №27 поселка Волжский, где бизнесмен проживал. Как установили следователи, примерно в 21.40 в дом предпринимателя ворвались двое мужчин в масках. "Один из них, угрожая пистолетом жене Карасева и ее родной сестре (Андрияновой- О.И.), связал женщин и закрыл в туалете, другой поднялся на второй этаж, где находился Карасев, и два раза выстрелил в него из пистолета Макарова",— рассказал прокурор Красноярского района Самарской области Евгений Чепухов. От полученных ранений бизнесмен скончался на месте. После этого киллеры, видимо, стараясь инсценировать разбойное нападение, сняли с женщин золотые украшения и скрылись. На месте преступления следователи обнаружили пистолетные гильзы калибра 9 мм и отпечатки пальцев преступников.
Вообще после смерти Евгения Кондратенко, его наследницы- жена Тамара и дочь Екатерина действовали под опекой и при поддержке чеченского клана братьев Тукаевых. Катя Кондратенко где то в 2003 году стала женой одного из Тукаевых и приняла ислам и именовалась новым именем. Братья Тукаевы - Магомед-Сайд (известен как Саид-Амин, 1966 года рождения), Ризван (1969 г.р), Магомед (1973 г.р.) и Даян (1987 г.р.) - осуществляли оперативное руководство подконтрольными Екатерине и ее матери Тамаре Кондратенко предприятиями.
Вообще Тукаевы известны как сторонники клана Центроевых, и в своем бизнесе тесно взаимодействовали с Саидом и Михо. Основной упор они делали на приобретение предприятий в области (например, ООО"Кротовские колбасы"), а потом заселение данной территории выходцами из Чечни для успешного "контроля" своего бизнеса.
Среди подконтрольных предприятий был и Чагринский элеватор (Хворостянский район), который принадлежал Екатерине Кондратенко. На станции Чагра на конец 2004 года проживало более 20 уроженцев Чеченской республики, ими контролировалось практически все местное животноводство и районная нефтебаза, где, по версии правоохранителей, хранились похищенные нефтепродукты. В декабре 2004 года на территории Чагринского элеватора, недалеко от стоянки списанной сельхозтехники, в земле на глубине около полуметра был обнаружен схрон с оружием: пистолет импортного производства и 107 патронов к нему, боевая граната РГН, 2 тротиловые шашки весом 400 граммов каждая, армейский механический часовой замедлитель, детонатор и поражающие элементы. Расследование уголовного дела по факту обнаружения оружия впоследствии было приостановлено в связи с неустановлением личности преступника.
В 2003 году директором Чагринского элеватора стал Ризван Тукаев. Но в начале 2007 года, вроде бы, отношения между партнерами разладились. В итоге Екатерина Кондратенко продает элеватор холдингу "Самарахлебрезерв", принадлежащему предпринимателю Гамалю Замальдинову, связанному по бизнесу с "авторитетным предпринимателем" Хабилем Бикташевым. По информации "Самарского обозрения" (№51 от 19.07.07) смена директора на элеваторе происходила в присутствии вооруженных людей и представителей Хабиля Бикташева. Еще ранее сразу несколько источников рассказали "СО", что г-жа Кондратенко набрала себе охрану как раз для обеспечения собственной безопасности на этапе расхождения.
А далее конфликт вокруг "Синдиката трех К" всплывает в 2008 году. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26.08.2008г. учредителями Общества НПК "Резерв" по прежнему числятся Карасев В.А. и Костюнин В.М., директором Карасев В.А. Потому Куянов С.Н. обращается в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие ИФНС Советского района г.Самары, выразившееся в неисполнении вступившего в законную силу решения арбитражного суда Самарской области от 07.07.2005г. по делу №А55-4011/2005 и обязать Инспекцию восстановить запись в ЕГРЮЛ о том,что Куянов С.Н. является единственным участником ООО НПК "Резерв", а директором- Тукаев Магомед-Саид Даянович. Ответчиками на суде выступали Костюнина Е.А и Карасева Ж.Ю. (насколько я понял, вдовы учредителей). В итоге суд решил в "удовлетворении заявления Куянова Станислава Николаевича отказать" (Решение Арбитражного суда Самарской области от 01.12.2008 года по делу №А55-14123/2008 )
И все началось сначала. Но это уже борьба за наследство "Синдиката трех К" и я не буду углубляться в данный вопрос.
ИСТОЧНИКИ:
- "Комсомольская правда" от 10.09.2007
- "Самарское обозрение" от 10.09.2007
- "Самарское обозрение" от 30.03.2006
- "Самарское обозрение" от 20.07.2006
- "Коммерсантъ-Волга" от 10.09.2007