Найти тему
История, кино и пиво

Петр Басманов: судьба человека

Оглавление

В первой части (Пётр Басманов - "злой герой" русской истории?) я не упомянул ещё один источник, описывающий события начала Смуты в Российском государстве, так называемую "Берову летопись", а без неё никак не обойтись. Итак...

Поскольку изображения Мартина Бера, как и Петра Басманова, помимо картины Венига, я не нашёл, привожу фрагмент Портрета священника работы Джакомо Антонио Черути. Ну, чтоб хоть что-то было 6-)
Поскольку изображения Мартина Бера, как и Петра Басманова, помимо картины Венига, я не нашёл, привожу фрагмент Портрета священника работы Джакомо Антонио Черути. Ну, чтоб хоть что-то было 6-)

Мартин Бер, лютеранский священник и проповедник, прибыл в Россию в 1600 году и пробыл в ней 12 лет. В 1612 году опубликовал свою Московскую летопись (она же - Берова летопись), изданную в России Николаем Устряловым в середине позапрошлого века. У Устрялова же писано, что Бер был лично знаком с Борисом Годуновым, Петром Басмановым, обоими Лжедмитриями, Маржеретом (тем самым), Мариной Мнишек и прочими действующими лицами эпохи Смуты - никак нельзя пропустить такой источник. К тому же был женат на дочери Конрада Буссова, автора довольно весёлой и очень познавательной Московской хроники.

Небольшое отступление

Надо учитывать, что Бер был немецким лютеранином и священником. Русские православные были для него хуже, чем католики: нечто среднее между последними и подзаборными собаками, а потому врал он местами в своей "летописи" не менее забористее своего тестя - Буссова. К примеру, в самом начале Бер описывает смерть царя Фёдора Иоанновича так.
Будучи присмерти, Фёдор Иоаннович захотел передать царство своё Фёдору Никитичу Романову (в последствовавшем монашестве - Филарету), но тот от царства русского отказался в пользу своего брата - Александра. Брат Александр отказался в пользу брата Ивана, брат Иван - в пользу брата Михаила, а тот - вовсе хотел спихнуть царство какому-то левому князю. Видючи такой марлезонский балет, Фёдор Иоаннович сказал: "Да задолбали вы уже, берите, кто хочет, помираю я!" Тут выскочил Борис Годунов, цапнул царский скипетр и так потом стал царём. Ну не премило ли же, а?
И из этой "летописи" создаётся впечатление, что Россия того времени - это масса скотов, сволочей и мерзавцев, управляемая скотами, сволочами и мерзавцами, только познатнее и побогаче. Поляки - тоже, конечно, по большей части мерзавцы, но поскольку они, всё-таки, европейцы, то не совсем сволочи и скоты. Одни немцы - зайки героические. Так что читая Бера, нужно всегда иметь в виду его миндалитет 6-).

Прочитавши пока берово творение до времён Василия Шуйского, я не обнаружил никаких подробностей, касающихся предательства в Кромах. Вообще между трудами Буссова и Бера довольно много сходств, вплоть до полного совпадения. Вот описание эпизода в Кромах, вверху - Буссов, внизу - Бер:

-2

Кто у кого стырил, с полной уверенностью неизвестно, но пока считается, что "летопись" Бера - оригинальная.

Она тем ценна, что в ней Бер сообщает сведения о том, что Басманову было известно о самозванстве Лжедмитрия:

"Вы, немцы, имеете в нём отца и брата; он жалует вас более, чем все прежние государи; молитесь о счастии его вместе со мной! Хотя он и не истинный царевич, однакож государь наш: ибо мы ему присягнули..."

Между тем, предательство Басманова в Кромах у Бера вообще никак не описано, а сам Басманов полностью исчезает из описания вплоть до гибели своей и Лжедмитрия. Только в записи за 17 мая 1606 года Басманов упоминается как любимец самозванца (отнюдь не в сексуальном смысле! 6-), посланный Лжедмитрием узнать, что за шум во дворе. Далее следует очень подробное описание гибели обоих, и надо сказать, что Пётр Басманов вёл себя вполне героически, защищая самозванца, и так же героически погиб от руки князя Михаила Игнатьевича Татищева. Между прочим, Басманов незадолго до своего убийства выхлопотал у Лжедмитрия прощение князю Татищеву, попавшему в немилость и в темницу. Вот такие нравы были.

Да, насчёт тогдашних нравов - очень интересно. Настолько интересно, что, пожалуй, следует сделать пару мазков, подчёркивающих всю прелесть картины. Тем более, что это будет полезно в части оценки действий Петра Басманова.

О нравах отечественных патриотов времён Смуты

Давайте я приведу выдержки из некого списка со своими пояснениями:

  • Князь Фёдор Иванович Мстиславский - воевода, командовавший московскими войсками под Новгородом Северским, Добрыничами и Кромами.
  • Князья Василий (будущий российский царь) и Дмитрий Ивановичи Шуйские - оба воевали с Лжедмитрием, Дмитрий - под Новгородом Северским и Добрыничами
  • ...
  • Князь Иван Иванович Пуговка-Шуйский - ещё один брат Шуйский
  • ...
  • Князья Василий, Иван и Андрей Васильевичи Голицыны - активные участники предательства под Кромами.
  • Пётр Фёдорович Басманов - именно так, без указания достоинства и звания.
  • ...
  • Иван Никитич Романов - дядя будущего первого царя Романова
  • ..
  • Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский - родственник будущего царя Шуйского и талантливый полководец

А что это за сам список? - А это список светских чинов от июня месяца 1605 года, заседавших в Государственном совете при царе Дмитрии (он же - Григорий Отрепьев, он же - Самозванец, он же - Рострига, он же - Лжедмитрий I) из Собрания государственных грамот и договоров, т. 2, стр. 208, 1819г. Там - весь цвет русского боярства.

Будущий герой Смуты и спаситель отечества князь Дмитрий Михайлович Пожарский - не вопрос: летом 1606 года на пиру по поводу встречи Лжедмитрия со своим будущим тестем - Юрием Мнишеком - именно князь Пожарский прислуживал за столом польскому воеводе. Тогда же к Мнишеку в качестве свиты были приставлены князья Ф.И. Мстиславский, Д.И. Шуйский и прочие, включая и Петра Басманова.

Вся та же компания пировала и на свадьбе Лжедмитрия с Мариной Мнишек. За отца Лжедмитрию выступал... а вот всё тот же князь Мстиславский, который Лжедмитрия под Добрыничами чуть не грохнул! Там же был и будущий царь Василий Шуйский, а спаситель-князь Пожарский прислуживал в качестве стольника польскому и литовскому послам (!). О прочих и говорить не приходится: там были все, и даже Дюша Метёлкин. Хотя... с Метёлкиным я, пожалуй, погорячился 6-).

И...

Вообще оценивать поступки высшего сословия тех времён с точки зрения не то, что нынешнего, - века 19-го, да и 18-го - сущая глупость. Мышление тех людей было глубоко феодальным. Да, они соблюдали присягу верности своему верховному сюзерену - царю, но только до тех пор, пока это не вставало в непреодолимые противоречия с их личными феодальными интересами. И да: были люди, для которых личная честь была превыше личных же материальных интересов - тот же воевода Никифор Семёнович Вельяминов-Воронцов, не принёсший присягу верности Отрепьеву даже под страхом смертной казни. А вот, к примеру, князь Иван Андреевич Татев в Чернигове присягнул Лжедмитрию и потом встречал польского и литовского послов в сенях на свадьбе Лжедмитрия.

Хотя князь Татев присягнул самозванцу отнюдь и не по доброй воле:

"... и смутишася черные люд и перевязаша воевод российских, князя Ивана Татева с товарищи, и здаша ему [Лжедмитрию] Чернигов и воевод приведоша к нему на стан связаных."

Сказание о Гришке Отрепьеве. РИБ, т. 13, стр. 724, 1891 г.

После убийства Отрепьева никто князя Татева не трогал, слова ему не сказал, и он самостоятельно и благополучно скончался после 1606 года. Да и кто бы его тронул? Всё московское боярство служило Лжедмитрию после его помазания на царство, пока опять же это царствование не начало угрожать их феодальным интересам.

Пример... а тот же Прокопий Петрович Ляпунов - деятельный участник предательства в Кромах. Боярином он не был, но так... мелким феодалом, дворянином.

Служил Борису Годунову. После того смерти присягнул его сыну - царевичу Фёдору Борисовичу, которого благополучно предал. Присягнул Лжедмитрию I и верно ему служил. После того, как самозванца убили, присоединился к Ивану Болотникову и наводил шороху под Москвой, воюя с войсками царя Василия Шуйского. Предал Болотникова, перешёл на сторону Шуйского и присягнул ему, после чего пошёл громить армию Болотникова, за что и был пожалован Шуйским званием думного дворянина. Служил Шуйскому с усердием, пока не поучаствовал в свержении того с царства. Стал сторонником избрания королевича Владислава русским царём и одновременно воевал с Лжедмитрием II. Затем присоединился к антипольскому ополчению того самого князя Пожарского и поучаствовал в осаде Москвы. В результате блестяще проведённой поляками дезинформационной провокации был убит казаками-ополченцами. А так бы окончил свои дни уважаемым человеком. Можно, конечно, долго протискиваться меж струйками дождя, но когда на тебя опрокинут ушат воды...

Убийство П. Ляпунова на казачьем кругу. Гравюра XIX века
Убийство П. Ляпунова на казачьем кругу. Гравюра XIX века

Вернёмся к Басманову

Нужно рассмотреть ещё одно обстоятельство, приведённое в Разрядной книге 1475-1605 г.г., т. 4, ч. 2, лист 1198:

“И тое де роспись, как боярам и воеводам велено быть по полкам, прислал Семён Годунов для зятя своего, князя Андрея Телятевского, а царевич де князь Фёдор Борисович о той росписи не ведает.”

С князем Андреем Телятевским Пётр Басманов местничался на протяжение всей своей карьеры: вот как упоминает его разрядная книга первый раз в качестве рынды, так сразу в этом же году и запись о споре с Телятевским. По уму бы выписать все случаи их местничества, да лень 6-). Поверьте - их там есть, я читал. И тут - Андрей Телятевский поставлен выше Басманова. И Басманов срывается. И начинает истерику - вот с чего бы? В первый раз? - Нет. Всё ж давно известно: "спор в отечестве о щоте" - далеко не первый. Что изменилось - да ничего. Даже вроде как недоброжелатель Басманова - Семён Годунов, давний знакомец - тот же самый, на том же месте. Более того: в записи сказано, что царевич Фёдор Борисович "о той росписи не ведает". Получается, что Семён Годунов роспись если не подменил, то составил сам от имени царя? - Хорошо: пусть царевича. Так это ж государственное преступление: стукни о том царевичу, и у Семёна могут возникнуть неприятности, в лучшем случае - немалые. Своевольно издавать указы от имени вполне совершеннолетнего верховного правителя (16 лет уже тому было) и без его ведома - даже родственникам не позволялось. Да и как определили, что без ведома царя - без даты, подписи, печати? Если так, то это была пустая бумажка, и так истерить по поводу её не было совершенно никакого смысла.

И да: следует помнить, что упоминание о "подложной" росписи и истерике Басманова содержится только в одном из более чем 20 документов (см. Белокуров С.А., Разрядные записи за смутное время, 1907.)

Итак, что имеем

  • Басманов был лично отважен и верен присяге до самого последнего предела.

Он честно и до конца служил царю Борису Годунову, он честно и до конца служил царю Дмитрию (Отрепьеву). Обстоятельства смерти Басманова говорят, что он был человеком чести: уж коль так получилось принести присягу верности "безродному" Отрепьеву, то надо соблюдать её до конца. При желании он вполне мог бежать из Москвы, как, к примеру, Михаил Молчанов - вот уж мерзавец, так мерзавец, - но предпочёл остаться с Лжедмитрием.

  • Басманов очень редко упоминается в разрядных записях времён царствования Лжедмитрия I

Князья Голицыны, которые деятельно участвовали в предательстве под Кромами, Лыков, Воротынский, Масальский, тот же Телятевский - упоминаются неоднократно, князь Мстиславский чуть ли не самый авторитетный военачальник - все они мелькают в разрядных записях. Басманов - только 2, пусть 3 раза: участие во встрече послов, свадьбе Лжедмитрия и гибель того. Если уж он был таким беспринципным карьеристом, каким его изобразил Скрынников, с чего бы о нём нет упоминаний? - Ото ж...

  • Басманов был опытен и вполне удачен в вопросах местничества.

Басманов не воспользовался давно и хорошо известным ему способом отстоять родовую честь с помощью спора "об отечестве", в котором имел все шансы на успех. Вместо этого он предал царевича Фёдора Борисовича и перешёл на сторону Лжедмитрия. - С чего бы?

  • Басманов знал о самозванстве "царевича Дмитрия".

Мартин Бер недвусмысленно об этом написал. Да, Басманов мог вначале посомневаться в смерти Дмитрия и поверить в чудесное спасение царевича, но после того, как он узнал правду, вполне мог посчитать свою присягу "юридически ничтожной" - ведь он присягал ложному царю - и перейти в подходящий момент на сторону Москвы, благо примеров было хоть отбавляй. Но не стал.

Итог

Ну вот никак не складывается у меня картина злодея Басманова, никак не складывается. "Не уговори он под Кромами войска предаться Лжедмитрию, всё бы на Руси было хорошо" - бред.

Скрынников утверждает, что роспись была лишь благовидным предлогом для предательства, а так Басманов сам хотел переметнуться к Лжедмитрию, чтобы не губить своих родственников - князей Голицыных: предполагалось, что князь Голицын во второй раз был женат на вдове отца Петра Басманова - Фёдора. Однако, по поводу этого родства есть очень большие сомнения, поскольку мать Басманова звали Варвара Васильевна, а последнюю жену отца братьев Голицыных - Соломонида Григорьевна. Так что о родстве Петра Басманова с князьями Голицыными говорить не приходится, зачем ему было о Голицыных беспокоиться?

Из корыстных побуждений? - Тогда где деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин - где упоминания о благодарностях Лжедмитрия Басманову? Они должны были быть хоть где-то упомянуты, но нет: после Кром Басманов как будто пропал из истории.

В общем, лично у меня складывается такая картина маслом

Под Кромами Голицыны и Ляпунов поставили перед Басмановым задачу: "Либо мы тебя, Пётр Фёдрыч, того, почикаем, не отходя от кассы, либо одно из двух" и Басманов выбрал жизнь. Вариант второй, более правдоподобный: солдаты-казаки-мобилизованные, вполне возможно - подзуживаемые мелкими дворянами, которым вся эта чехарда с царями в порог не упёрлась, лично им - без разницы, кому служить, лишь бы не слишком до...капывались, да хоть тем же Ляпуновым - человеком изрядной гибкости, повязали-покрутили начальство, в том числе и Басманова, как это уже было в Чернигове, Путивле и прочих местах, и сдали Лжедмитрию, ну а там уж хочешь - присягай, хочешь - помирай...

Пришлось Басманову присягнуть самозванцу. Знал Басманов о самозванстве тогда, не знал - неведомо. Возможно, убедили. Ну а когда разобрался - деваться некуда: присяга. Вот и служил честной дворянин, родственник, между прочим, Романовых, безродному самозванцу Отрепьеву. Никуда не лез, ни во что не вмешивался, служил до самого своего конца и с честью погиб, блюдя присягу верности. Такая трагическая судьба человека.

По-моему, вроде ничё так получилось.

Кстати, вот - сюжет для исторического боевика-драмы: ничего придумывать не нужно, какой там Гомотрон... 4-)

-4

Уф. Отдохну малость. Потом надо будет вернуться к истории Романовых.

Часть первая: Пётр Басманов - "злой герой" русской истории?