Хотелось бы сказать несколько слов после публикации моих воспоминаний о работе классным руководителем.
Я работаю в школе с последнего курса педагогического университета по сегодняшний день. Один - единственный год выпал из моего опыта работы. Школ в моей жизни было две. Я их не меняла как перчатки. Профессию учитель выбрала не я, это она меня выбрала. Так уж сложилось.
Работа классным руководителем, если её выполнять с душой и с любовью, представляет самую сложную зону работы учителя. Классный руководитель всегда в зоне риска и под пристальным взглядом администрации, родителей, коллег, детей. Работа на самом деле не ограничена во времени. Это максимум концентрации ответственности, терпения и сил обычного человека, который ничем не отличается от других, несмотря на то, что он педагог.
Кто-то мне написал, что учитель - это не про любовь. Не совсем так, это так же и про любовь. Невозможно работать с классом, если ты не любишь детей. Пересидеть от звонка до звонка не получится. Дети же, в отличие от взрослых, всё видят лучше, они всё чувствуют и прекрасно умеют отличать фальшь от искренности.
Наверное, я и проработала столько лет в школе, потому что всегда ориентировалась на детей. В центре моего внимания были и есть только они и их интересы. Благодаря своему классу, их родителям, другим учащимся школы, родителям некоторых других классов и некоторым своим коллегам я смогла пережить всё то, что о чём я рассказала в цикле статей "Клятва Гиппократа". Без их моральной помощи и поддержки не уверена, что не слетела бы с катушек.
Школа - место, которое существует для и ради детей. В этом я уверена, иначе смысла в профессии учитель не было бы совсем. К сожалению, на деле это не всегда оказывается так. В школе работают обычные люди, ничем не отличающиеся от большинства: голова, тело, 4 руки, 4 ноги, другими словами - индивидуумы. А то, что не каждый индивидуум представляет собой личность, про это многие забывают. То, что люди из плоти и крови умеют завидовать, вести себя не очень красиво, иметь свою корысть, почему - то некоторые гневные подписчики упускают из виду.
Я не лью грязь на школу, как было кем- то заявлено. Тот замес, простите за сленг, в котором мы все оказались, это несколько лет боли и борьбы тех, кому не наплевать на свою профессию. И это не пересказ "кухонных разговоров" в коммунальной квартире. Судьба заносит в школы совершенно разноплановых "специалистов" . И я не считаю, что один непрофессионал бросает тень на профессию. Но в каждой школе есть и такие, принесённые ветром. Мне не совсем понятен праведный гнев тех, которые почему - то примерили на себя изложенное в моих историях. По одной школе не делают вывод о школьном образовании в государстве. Ведь так?
Как бы я хотела нарисовать идеальную картину школы, где царит мир и покой, где уважают и взрослого, и ребёнка, где слышен смех и каждый вовлечен в процесс творчества, где помогают раскрыть способности каждого. О такой школе я могу только пока мечтать. Возможно, в будущем она примерно такой и станет.
Но сегодня школа - это не монастырь с прилизанными богопослушными монашками, соблюдающими обеты. Это и не вылизанный домик Барби, разукрашенный яркими красками. Её посетители - это не приглаженный Кен, раскланивающийся направо и налево. Школа - это люди. Люди разные. Люди со своими историями, со своим жизненным опытом. Это нельзя не учитывать.
Школа - это также администрация. И психологический комфорт внутри коллектива напрямую зависит от той политики, которую она проводит.
Если нет взаимопомощи и взаимоподдержки внутри коллектива, работа с классом обречена.
Хорошо, когда тебя поддерживают, когда тебе идут навстречу. Я узнала и то, и другое. На сегодняшний день считаю это бесценным опытом.
Потому, своим коллегам хотела бы сказать: давайте оставаться людьми, ведь на нас смотрят дети.
Будущим классным руководителям хотела бы пожелать удачи.
Родителям учащихся - терпения и капли понимания, что учитель тоже живой человек, что у него тоже есть право на свободное время и личную жизнь. Нужно сотрудничать, а не воевать.
А моим выпускникам и ученикам хочу сказать, что самые важные люди в школе - это они. И самые лучшие.
Всем добра!