В 1712 году состоялась пышная свадьба Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны, а талантливый гравер Алексей Зубов все это изобразил во множестве деталей и подробностей.
Государь Петр Алексеевич был женат дважды. Его первый брак - с Евдокией Лопухиной - был недолог, юного царевича женили по решению матери, и хотя первое время супруги были счастливы и писали друг другу нежные письма, вскоре муж к молодой жене охладел. А чтобы она не мешала ему веселиться, он отправил ее в монастырь. После Евдокии Петр был увлечен немкой Анной Монс, а еще через некоторое время Александр Меншиков познакомил царя со своей пленницей Мартой Екатериной Скавронской, женщиной почти что легкого поведения, но сумевшей очаровать царя. Петр не испугался морганатического брака, и в 1712 году состоялась свадьба.
Местом, где праздновалась свадьба Петра и Екатерины, был Зимний дворец, но не тот, о котором вы подумали, а совершенно иной, построенный по проекту Доменико Трезини. История строительства примечательна: Петр был в военном походе, когда до него стали доходить вести о том, что на строительстве Петербурга Меншиков совсем обнаглел и ворует безобразно. Петр написал царедворцу гневное письмо, в котором обещал разобраться с воровством по возвращении в столицу. Меншиков знал грозный нрав своего правителя, и, испугавшись, решил загладить вину, построив для Петра дворец в самые кратчайшие сроки. Здание, что вы видите на картинке выше, возводилось за 6 месяцев - поскольку времени было мало за основу проекта был взят собственный дворец Александра Даниловича. Петр оценил старания, и не наказал его за бывшие в прошлом прегрешения.
К сожалению, до наших дней дворец не сохранился.
Торжественный свадебный завтрак, плавно переходящий в ужин (празднование длилось с 10 утра до 23 вечера), проходил в комнатах Зимнего дворца. Центральный зал, изображенный гравером Алексеем Зубовым, был украшен гобеленами и зеркалами, изящными светильниками, оформлен красиво и пышно в духе стиля барокко.
Зубов попытался придать картине свадебного пира впечатляющий масштаб, поэтому разместил в зале больше 80 человек, тогда как по свидетельствам современников их было 45. Кроме того, гравер значительно увеличил размеры помещения: согласно исследованиям площадь этого зала была не более 100 метров, тогда как на гравюре он кажется просто гигантским.
Любопытно, что новоявленные супруги сидели по разные стороны гигантского стола: Петр на мужской половине, а Екатерина - на женской. Облик Петра (под цифрой 1) хорошо узнаваем, неподалеку от него стоит у окна Александр Меншиков (цифра 6), назначенный маршалом-распорядителем свадьбы. Его впечатляющий маршальский жезл был нужен в том числе, чтобы подавать сигнал артиллеристам. Как только жезл мелькал в окне, раздавался залп из 11 пушек в честь молодоженов.
Все свадебное торжество было подготовлено Меншиковым: торжественные речи, убранство зала, танцы, свадебный стол. Петр высоко оценил старания своего подданного.
Устройство стола было таким, что Екатерину I нужно было бы изобразить со спины, допустить этого, конечно, было нельзя, и Зубов показал ее в пол-оборота к нам. Платья, к сожалению мы не видим, а вот высокая прическа показана по новейшей моде того времени. Обратите внимание на прически придворных дам, такие назывались "фонтанж": волосы вплетались в ряды накрахмаленных кружев и лент, а держалось на голове всё это благодаря специальным шпилькам и конструкциям из проволоки. Мода на фонтанжи пришла из Франции, и ее очень активно внедрял при русском дворе сам Петр I.
Помимо свадебного стола приглашенных на праздник, конечно, ждали танцы: в левом нижнем углу на гравюре можно видеть музыкантов.
Современники описывали праздник так: "Танцовали как у нас, сперва медленно, затем немного веселее, и наконец пускались вприскачку".
В завершение вечера был организован фейерверк, на котором фитилями было выложено слово "Vivat".
Еще один весьма интересный факт о гравюре Алексея Зубова: исследователи полагают, что она создавалась еще до свадьбы Петра и Екатерины. Дата самого торжества в тексте под изображением отсутствует, указан только год. Вероятно, гравюра была свадебным подарком, а потому делалась заранее. Тем не менее, изображенное Зубовым вполне соответствует воспоминаниям очевидцев праздника - ярко, весело, пышно и в русском духе.
А напоследок, давайте посмотрим на два замечательных (и моих любимых) портрета Петра и Екатерины кисти французского художника Жана-Марка Натье. Они создавались спустя пять лет после свадьбы, в 1717 году, по специальному заказу самого Петра.