Найти тему
ИстПросвет

Как Ричард Пайпс развенчивал мифы о русском крепостничестве и бедности русских крестьян

Оглавление

Читатели старшего поколения при имени Ричарда Пайпса часто заходятся от гнева, считая его злостным врагом России, точнее Советского Союза. Все это происходит потому, что Пайпс был крупнейшим американским советологом. И всем казалось, что советологи - это такие люди, которые льют грязь на нас и нашу историю. Однако это далеко не так. Они изучали наше прошлое объективно, отмечая и его плюсы, и минусы. В частности, Пайпс очень интересные вещи писал о русском крестьянстве и крепостничестве.

Авторитетное мнение Пушкина

Начнём с того, что Пайпс в книге "Россия при старом режиме" приводит мнение о крестьянской житье-бытье Александра Пушкина, выпадая с ним свое согласие:

"Фонвизин [в конце XVIII века] путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. <...> У нас нет ничего такого. Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром. Барщина определена законом. Оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает корыстолюбие землевладельцы). Помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своего крестьянина доставать оный, как и где он хочет. <...> Взгляните на русского крестьянина :есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи? "
Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866; Москва, Третьяковская галерея)
Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866; Москва, Третьяковская галерея)

Свидетельства иностранцев

Далее Пайпс отыскивает в груде эпистолярного материала письменные впечатления двух иностранцев, лично посещавших Россию. Не лишним будет с ними познакомиться и нам с вами..

Первый отзыв принадлежит английскому морскому капитану, который с 1820 по 1824 годы пешком путешествовал по России и Сибири и своими глазами видел жизнь русской деревни. Вот что он писал:

"Безо всяких колебаний... говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. В России изобилие продуктов, они хороши и дешевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги... <...> Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатых дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами".

Второй отклик принадлежит англичанину, специально прибывшему в Россию, чтобы добыть сведения, которые бы представили её более неприглядно, чем литература его времени. Короче, Россию он не любил. И что же вы думаете? Вот к каким выводам он пришел:

"В целом... что касается просто [!] пищи и жилья, русскому крестьянин не так плохо, как беднейшим среди нас. ...он никогда не не знает нищеты, в которой прозябает ирландский крестьянин. Быть может, пища его груба, но она изобильна. Быть может, хижина его бесхитростна, но она суха и тепла. Мы склонны воображать себе, что если уж наши нищенствуют, то мы можем по крайней мере тешить себя уверенностью, что они живут во много большем довольстве, чем крестьяне в чужих землях. Но сие есть грубейшее заблуждение. Не только в одной Ирландии, но и в тех частях Великобритании, которые, считается, избавлены от ирландской нищеты, мы были свидетелем убогости, по сравнению с которой условия русского мужика есть роскошь, живет ли он среди городской скученности или в сквернейших деревушках захолустья. Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтет негодными для своей скотины".
Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Картина 1907 года
Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Картина 1907 года

Ричард Пайпс о жестокости русских помещиков

Оценки названных очевидцев тем более весомы, указывает Пайпс, что оба англичанина никак не симпатизировали русскому крепостничеству и тем ущемлениям, которым подвергалось тогда большинство русских крестьян. Отметим это и двинемся дальше.

Американский советолог считает крайне важным избавится от заблуждений, связанных "с так называемой жестокостью помещиков по отношению к крепостным". Иностранцы, побывавшие в России, почти никогда не упоминали о телесных наказаниях, тогда как на рабовладельческих плантациях Америки это было обычное дело.

"Крепостничество, - пишет Пайпс, - было хозяйственным институтом, а не неким замкнутым мирком, созданным для удовлетворения" садистических наклонностей помещиков. Имелся, конечно, возмутительный пример Салтычихи, но ведь и жизнь свою она закончила сами знаете где и как.

Статистика, известная Пайпсу, говорит о том, что дисциплинарные меры к крепостным крестьянам применялись умеренно. К примеру, помещики имели право высылать непослушных крестьян в Сибирь. За 1822-1833 годы такому наказанию подверглось 1283 человека. В среднем это выходит 107 наказанных за год. Всего же у помещиков в то время было в зависимости более 20 млн крестьян. Как пишет Пайпс, 107 человек в год - "не такая уж ошеломительная цифра". И в этом он прав.

Ричард Пайпс (1923-2018)
Ричард Пайпс (1923-2018)

Ложка дегтя в бочку меда

Как видим, Ричард Пайпс не лил без разбора оголтелую клевету на наше историческое прошлое. То, что было положительного, он отмечал, как и положено профессиональному историку мирового уровня. Но отмечал он и худшие стороны крепостнической практики. Помещики вмешивались-таки в семейную жизнь и труд крепостных крестьян. Чтобы поскорее пристроить к барщине девушек, которые до замужества освобождались от этой обязанности, многие дворяне "заставляли своих крепостных жениться сразу же по достижении совершеннолетия". Эта практика также диктовалась стремлением повысить рождаемость в своем имении.

Другой проблемой крепостничества была половая распущенность поместного дворянства - "хватает достоверных историй о помещиках, державших гаремы из крепостных девушек", пишет Пайпс.

Однако наиболее сильным источником негодования крестьян, по мнению Пайпса, было вмешательство помещиков в их "привычную трудовую деятельность". И было не важно, издевался ли над ними помещик или искренне хотел помочь - крестьяне начинали роптать и жаловаться, что их эксплуатируют и принуждают.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью

О неточностях и опечатках сообщайте автору