Как-то я писала статью про палачей семьи Николая Второго – про тех, кто ликвидировал самого Николая Александровича Романова (ныне – православного святого) и его близких: супругу, детей.
Вышло там, что у большинства людей, которые участвовали в процессе ликвидации, в целом судьбы сложились нормально.
В этой статье я хочу рассказать про палачей Лаврентия Павловича Берии. Его, безусловно, в один ряд с Николаем Вторым ставить не стоит. Но Берия все же имел большую власть в Советском Союзе. До определенного времени. Интересно проследить, как сложилась судьба тех, кто в него стрелял. Дела улучшились? Положение ухудшилось? Был ли Божий суд?
На последний из вопросов мы ответа не узнаем. Может быть, как-то сработала карма?
Обо всём расскажу.
Кто стрелял
Леонид Млечин в книге «Кремль-1953» пишет, что в Лаврентия Павловича первым выстрелил 43-летний Павел Фёдорович Батицкий. А потом выстрелы произвели и другие офицеры.
Батицкий мог просто поприсутствовать. Но произошел один инцидент. Дело в том, что у офицера, который должен был стрелять первым, дрогнула рука, поэтому оружие в руки взял Павел Фёдорович. Он был хладнокровен.
Как я указывала, ссылаясь на Леонида Млечина, другие офицеры тоже стреляли в Берию. Или в его тело как минимум. Но были совершены вполне конкретные действия, которые объединили Батикого и:
· Алексея Баксова;
· Ивана Зуба;
· Виктора Юферева.
Про этих всех людей расскажу подробнее.
Павел Батицкий
Он родился в 1910 году в семье харьковских рабочих. Пошел в училище при заводе «Серп и молот». А потом Павел Фёдорович резко сменил приоритеты. Он отучился в военно-подготовительной школе, поступил в военное училище, окончил академию. В годы Великой Отечественной войны Батицкий командовал полком, дивизией, корпусом.
А в 50-х он занял пост первого заместителя командующего войсками Московского военного округа. Собственно, из-за своей должности Батицкий и оказался там, где провел свои последние секунды жизни Лаврентий Павлович Берия. Осужденного держали в подземном бункере штаба указанного военного округа.
Предполагаю, что Павел Фёдорович должен был лишь убедиться, что приговор приведен в исполнение. Но так случилось, что пришлось стрелять. Думаю, Батицкий ни разу не пожалел об этом.
После того, как он стал ликвидатором Берии, у офицера дела пошли в гору. Они и раньше не были плохими. Но всё намного улучшилось. Батицкий получил маршальские звезды. Она стал командовать советским ПВО. Павел Фёдорович прожил до 73 лет и ушел из жизни в 1984 году. То есть судьба ему никаких «приветов» не прислала.
Алексей Иванович Баксов
Он тоже был из рабочих. Но, призвавшись в РККА, решил делать военную карьеру. Баксов, родившийся в 1907 году, до Великой Отечественной успел окончить Академию им. Фрунзе. В годы Второй мировой Алексей Иванович командовал разными подразделениям, в том числе дивизией и корпусом. Получил Золотую Звезду Героя Советского Союза за форсирование Северной Двины.
После ВОВ Баксов был начштаба Московского района ПВО. Точнее, исполняющим обязанности.
После ликвидации Берии Баксова утвердили в должности. В 60-х годах он был представителем Главнокомандующего СВО в Болгарии. В то же время, примерно, Баксов получил звание генерал-полковника. Уволился в запас и ушел из жизни в 1986 году.
Иван Григорьевич Зуб
Никакого особого участия в ликвидации Берии Зуб не принимал. Но тоже стрелял. Он получил по итогам звание генерал-майора.
Виктор Юферев
Виктор Иванович был офицером по поручениям советского военачальника Кирилла Москаленко, который в итоге стал маршалом СССР. А Юфереву дали полковника.
В 1954 году также Зуба, Юферева и Баксова наградили орденами Красного Знамени.
Однако эта троица посчитала, что обделена наградами.
В 1985 году, по случаю 40-летия Великой Победы, Баксов, Юферев и Зуб обратились к тогдашнему руководителю страны Михаилу Сергеевичу Горбачеву.
Возможно, к ним бы присоединился бы и Батицкий, но его уже не было в живых.
Отставные военные считали, что выполнили в свое время такое задание, за которое нужно вручать Золотую Звезду Героя Советского Союза.
Обращение рассмотрели. Однако награждать ликвидаторов Берии отказались, сославшись на то, что ордена у них уже есть.