Доброго дня, уважаемые читатели! Удручающим откровением поделился на днях с обитателями европейского общежития чиновник, отвечающий в ЕС за вопросы, связанные с окружающей средой. Оказывается, континентальный союз, к огромному огорчению Виргиниюса Синкявичюса, исчерпал-таки возможности по введению антироссийских санкций. Одна радость осталась – уже введенные рестрикции детализировать да углублять, где только возможно. Какой кошмар!
Только оказавшись на месте литовца (тьфу-тьфу, не дай бог), я бы не стал так кручиниться. Без работы ни он, ни его коллеги еврокомиссары не останутся. Ведь, появился у ЕС противник, гораздо более опасный, чем в принципе миролюбивая Москва. «Проходящий» как раз по ведомству господина Синкявичюса.
Природа – не храм, а объект для санкций?
Дело в том, что планы Брюсселя в последнее время природа все нарушить норовит! С которой, определенно, нужно что-то делать. А как же иначе? Ведь она категорически не желает проявлять солидарности с континентальными союзниками. Систематически палки в колеса вставляет, да замечательные прожекты рушит.
Взять вот, хотя бы, последнюю ее выходку! С приходом в Европу холодов. По ихним меркам, конечно. Когда столбик термометра на несколько отметок шкалы ниже 0°С опускается. Как только пора эта наступила, так сразу отбор газа из местных подземных хранилищ увеличился. Да еще как!
13 декабря, вообще, был европейский рекорд установлен. Абсолютный, за всю историю наблюдений. В этот день средняя температура воздуха в Берлине, к примеру, составляла – 2,5°С, а в Париже – 0,5°С. Для компенсации погодного каприза из ПХГ извлекли тогда 738 млн. м³ голубого топлива. Больше, чем когда-либо ранее за сутки!
Среди лидеров отбора значились Германия, Франция и Чехия. Клятву дававшие, о сокращении потребления газа на 20, а то и на 25%! Впрочем, это чисто европейское дело. Мы уже давно привыкли к тому, что соседи наши – настоящие хозяева своего слова. А посему, забирают его так же легко, как дают.
Тем более что нарушить обет их окружающая среда, подведомственная, как мы помним, пану Синкявичюсу, заставила. Мало того что о зиме злокозненная природа вспомнила, так еще и ветрам дуть запретила. Вследствие чего, по сравнению с ноябрем, соответствующая зеленая генерация сократила выработку электроэнергии в два раза. Ну не вредительство ли чистой воды? Это у русской природы нет плохой погоды. А Европе она всякий раз невпопад.
Пора, пора уже негодницу природу наказывать. На несколько пакетов санкций она уж точно наработала! А впереди еще морозы, которые в январе-феврале обязательно придут. Да и летом легче вряд ли будет. Ведь жарит она в последние годы тоже не по-детски. Тут уж одними рестрикциями не обойтись. Дело введением эмбарго на импорт в ЕС холода и зноя попахивает. Или «потолком»: зимой не ниже 0 °С, а летом – не выше 27°С. И чтоб градус в градус!
А что, почему бы и нет? Ведь одна-то ограничительная инициатива континентального картеля покупателей газа уже сработала. Вчера вон на нидерландском хабе TTF цена за тысячу кубов голубого топлива опускалась в моменте до $932. Что вдвое ниже «потолка»! Победа? Тогда, почему брюссельские чиновники в фанфары дуть не спешат? Есть, оказывается, на то причины.
Пиррова победа Брюсселя?
Все, происходящее на газовом рынке ЕС сегодня, обусловлено закономерностью, с одной, и стечением обстоятельств, с другой стороны:
- Во-первых, союзникам удалось-таки достаточно ощутимо (на 10-15%, по оценкам западных экспертов) сократить расход голубого топлива. За счет снижения потребления углеводорода коммунальщиками и промышленностью. Большая часть энергоемких производств перешла на весьма экономичный режим работы, снизив объемы выпуска продукции. Терморегуляторы радиаторов прикрутили повсеместно. От Лиссабона до Варшавы;
- Во-вторых, новые логистические цепочки поставок газа в нынешних, сокращенных объемах, в значительной степени сформировались. Россия во многом переориентировала экспортные потоки на Азию, а заокеанские партнеры ЕС переключились на континентальный рынок;
- В-третьих, текущие цены на главном европейском хабе сформировались, благодаря установлению баланса между предложением и текущим спросом. При основательно заполненных ПХГ и сниженном потреблении, нынешнего объема поставок европейцам хватает. Цены вырастут, когда придет время пополнять запасы в хранилищах. Причем, удорожание будет тем более существенным, чем сильней союзники станут по данному поводу истерить;
- В-четвертых, на снижение спроса повлияла относительная теплая погода, нехарактерная для последних осенних и первого зимнего месяца на континенте. Как только здесь начнет подмораживать, станет возрастать стоимость СПГ;
- В-пятых, Азия пока не вступила в конкуренцию с Европой за СПГ. Через две-три недели ситуация должна измениться. В первую очередь, за счет повышения спроса со стороны Китая, Японии, Южной Кореи.
Впрочем, это еще не все входящие, не позволяющие Брюсселю и К° расслабиться и в полной мере насладиться «победой». Бывшие партнеры сейчас напряженно ждут ответа Москвы на свои ограничительные инициативы. Поскольку, способен он значительно поменять благоприятную, на первый взгляд, ситуацию. Особенно вкупе с болезненным контрсанкционным ударом, нанесенным накануне европейцам Россией. И пришелся он, аккурат, по больному нефтегазовому месту.
Газоконденсатный казус
Все мы прекрасно помним, с какой помпой и скоростью отказывались на брюссельщине от отечественных углеводородов и пакетами вводили санкции. Но, спешка, как известно, не лучший союзник в серьезных делах. Ведь, поторопившись, легко людей насмешить, как утверждает народная мудрость. Вот и с европейцами случилось нечто подобное.
Спохватились они, что, в числе прочего, подвели под нефтяное эмбарго российский газоконденсат (крайне востребованное сырье, используемое в нефтехимической промышленности для производства топлива, синтетического каучука, волокна, пластмасс и многого другого). Добываемый, в частности, на Южно-Русском месторождении и ачимовских толщах в неподалеку от Нового Уренгоя. Между тем, промыслом здесь занимаются совместные предприятия с долевым участием до 50% немецкого концерна Wintershall Dea и австрийской компании OMV.
Некоторая часть добытого газоконденсата отправлялась в ЕС, остальное закупал «Газпром» по рыночным ценам. Европейское эмбарго ручеек поставок перекрывало. Опомнившись, брюссельские чиновники прописали в девятом пакете санкций исключения для импорта газоконденсата. Посчитав себя, как всегда, самыми хитроумными. Но, не сработало.
Вчера Президент подписал Указ, доказывающий, что в России и хитрей видали. Документом определяется порядок выстраивания отношений между вышеназванными компаниями и российским газовым монополистом. В частности, теперь «Газпрому» запрещено покупать газоконденсат с указанных месторождений по цене выше потолка, который правительство РФ установит в десятидневный срок. Одновременно, в сторону уменьшения будут пересмотрены тарифы на услуги по добыче углеводородного сырья, предоставляемые Wintershall Dea и OMV.
Интересно, что новые нормы, вводятся с 01.03.2022 г. То есть, задним числом. Следовательно, после выполнения перерасчетов, соответствующие суммы будут с иностранцев взысканы. И кажется мне, что окажутся недоимки равны стоимости паев немцев и австрийцев в данном бизнесе. Следовательно, ни те ни другие заниматься промыслом в ЯНАО уже не будут. А если оплатят причитающееся, то станут потом продавать добытый газоконденсат по цене, которую им назначат. Словом – потолок на потолок.
Кстати, вскоре после опубликования Указа, господин Песков выступил с разъяснениями. Сделанными, видимо, специально для Брюсселя. И заявил он о том, что документ этот не стоит считать ответом на введение ЕС предельных газовых цен. Это всего лишь рефлексия на некоторые недружественные поступки, совершенные ранее. А реакция на потолочные инициативы последует чуть позже. Судя по инсайдам, частью ее станет введение Москвой эмбарго на поставки СПГ государствам, поддержавшим введение ограничений. Как по мне, так давно пора! А что по данному поводу думаете Вы?
Если вам понравилось прочитанное – смело ставьте лайк. Комментариям всегда рад. На вопросы обязательно отвечу. Новым и старым подписчикам особый респект. Подписаться на канал можно здесь.