В 1972 году начался массовый выпуск ЗИУ-682 ставшего, включая модификации, пожалуй, самым массовым троллейбусом в мире. Так что в этом году модель отмечает сой 50-летний юбилей. Причем отмечает не в музее, а на маршруте - ведь эти троллейбусы эксплуатируются до сих пор и на покой в ближайшее время не собираются.
История модели началась в 1965 году под именем ЗИУ-9. «Девятка» должна была сменить на улицах городов своего предшественника, ЗИУ-5. Машина превосходила «ЗИУ-пшик» не только количеством дверей, пневмоподвеской, гидроусилителем руля и другим «железом». Ее даже хотели сделать шире – опытный образец ЗИУ-9А имел ширину 2,68 метра, вместо стандартных 2,5 метро. Правда в итоге от этой идеи отказались, но факт остается фактом.
Первый опытный образец ЗИУ-9 был собран в 1966 году. Через два года появился ЗИУ-9А, а в 1970-м завод изготовил две «девятки» уже с учетом выявленных во время испытаний недостатков. И уже в 1971 году на предприятии приступили к постановке на производство троллейбуса ЗИУ-682 – именно так к тому времени именовался ЗИУ-9 в соответствии с отраслевой нормалью.
По настоящему массовым производство стало в 1972 году. Согласитесь, для СССР достаточно короткий путь от опытного образца до серийной продукции. Да, первые ЗИУ-682Б еще комплектовались некоторыми узлами от ЗИУ-5, например двигателем ДК-207Г-1. Но уже в 1973-м мотор заменили на ДК-210А-3, а 1975-году освоили в серию весь комплекс предполагавшихся нововведений.
В общей сложности с 1972 по 1975 году в Энгельсе успели собрать 5905 троллейбусов ЗИУ-682Б для городов СССР и еще 57 машин ушли на экспорт. Последние имели характерные прямоугольные фары, выдававшие в них экспортную модификацию. Впоследствии машины, поставляющиеся за рубеж, получили в конце букву, обозначавшую страну, для которой изготовлен троллейбус.
Так один из самых ярких экспортных вариантов, появившийся в 1976 году, именовался ЗИУ-682В-УГ, что означало Грецию. Троллейбусы для Афин имели оригинальную планировку салона, у них отсутствовала полноценная перегородка кабины, а визуально они легко распознавались по боковым стеклам с огромными форточками.
В самом же СССР новая модификация ЗИУ-682В стала поставляться города в 1975 году. До 1977 года ЗИУ-682Б и ЗИУ-682В выпускались параллельно, после чего «Б-шка» была снята с производства. С 1976 по 1980 год было собрано 9287 троллейбусов ЗИУ-682 для внутреннего рынка и еще 538 единиц ушло на экспорт.
Завод не прекращал работу по модернизации «девятки». И не только в плане совершенствования конструкции. Появлялись варианты для эксплуатации в северных районах, на маршрутах с большими уклонами, и даже для работы по системе многих единиц – две такие «спарки» собрали 1984 году. Всего же с 1981 по 1985 год было выпущено 10976 единиц ЗИУ-682 включая и экспортные модификации.
В 1987 году появилась модификация ЗИУ-682В-012, оснащавшаяся более мощным тяговым двигателем ДК-213. А в 1988-м в серию пошел глубоко модернизированный вариант ЗИУ-682Г, который к 1991 году вытеснил своих предшественников с конвейера. По информации на 2007 год, было собрано около 50 тысяч троллейбусов ЗИУ-682 всех модификаций.
А еще не стоит забывать, что ЗИУ-9 послужил основой для проектов других заводов. Начав с капитального ремонта ЗИУ-682 многие предприятия перешли к выпуску оригинальных конструкций. Они не только визуально напоминали «зиушку» но и не уступали ей в плане функционала. А самым ярким примером такого подхода служит завод «Белкоммунмаш», который начинал сой путь к успеху именно с восстановления ЗИУ-682…
Поздравляю «девятку» с юбилеем!