2 ноября 1721 года Россия провозгласила себя империей. Кратко формулируя: большим государством транснационального типа, которому до всего есть дело. Говоря официально: родилась новая политическая конструкция, бабушка нынешней Российской федерации. Вот четыре важных предмета из биографии бабушки (и три яйца Фаберже комплиментом, куда же без них).
Перо гетмана
Империя строится не год, и даже не десять. Нужна предыстория. В этой — есть любопытная рифма. С 14 века Орда стала трещать по швам и тогда казалось, что новый центр силы на землях бывшего Древнерусского государства (Киевской Руси) — образуется на западе.
К 1362 году Великое княжество Литовское вышло на берега Черного моря (в районе нынешней Одессы). В Киеве сел князем Владимир Ольгердович из рода Гедиминовичей. А в 1610-м польско-литовский гарнизон Станислава Жолкевского уже стоял в Кремле.
Но потом направление переменилось. В Государственном историческом музее в Москве хранится «Украшение головного убора — «перо гетмана». Судя по всему, этот предмет принадлежал Богдану Хмельницкому. В 1648-м этот гетман Запорожской Сечи поднял восстание против Речи Посполитой.
А 2 ноября 1654-го (вот она, рифма к 2 ноября 1721 года) Хмельницкого поддержала Москва. Варшаве объявили войну, по итогам которой Русское царство присоединило Смоленск, земли по левобережью Днепра и Киев. На карте мира появился новый кандидат в империи.
Сапоги Петра I
Точнее, это ботфорты — часть формы кавалеристов и любимая обувь четвертого Романова на троне. Кожа, первая четверть 18 века, высота 89,7 см, длина ступни 30-31 см.
Начало империи лично для Петра было завершением большого пути. Ровно 301 год назад он принял от сенаторов новый титул как результат Северной войны, длившейся с 1700 года. Под началом Петра оказалось государство площадью в 15,02 млн кв км с 15 млн подданными.
А к 1914 году династия Романовых контролировала уже территорию в 21,8 млн кв км — и свыше 178 млн человек.
Ключи от Иерусалима
С 1184 года иерусалимский патриарх Ираклий метался по Европе. Буквально каждому влиятельному двору он предлагал вот эти ключи от стен Святого города — в обмен на защиту христианского Иерусалимского королевства.
Но королевский титул он не предлагал: только почет за помощь, а не подчинение. Монархи пожали плечами и остались дома. 2 октября 1187 года султан Египта Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб (Саладин) взял Иерусалим.
«После того, как замок и ключ были найдены в 1839 году недалеко от Башни Давида, они были преподнесены Николаю I», — сообщает Эрмитаж. Видимо, дарителем опять был Патриарх Иерусалимской православной церкви.
Император принял подарок — и тот сыграл роковую роль. Иерусалимская политика извилистым путем привела страну к провальной Крымской войне (1853-56). Сам Николай по ее итогам умер. Как говорят, от уязвленной гордости.
Отречение Михаила
Российская империя простояла 196 лет. И на вот этой бумажке — закончилась.
Около 16:00 (3) 16 марта 1917 года Великий князь Михаил Александрович взял бумагу и сел за ученическую парту в детской комнате квартиры князей Путятиных на улице Миллионной, 12 в Санкт-Петербурге, где прятался от восставших.
Своей рукой Михаил переписал документ, составленный представителями Временного правительства: «принял я твердое решение в том лишь случае восприять Верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном Собрании, установить образ правления». И поставил подпись.
Николай II подписал отречение в пользу брата за день до этого. Первая мировая завершила династию. Все как по учебнику: империя началась с войны, в войне и погибла.
Бонус: ну конечно, какой имперский юбилей обойдется без пасхальных яиц Фаберже. Читатель ждет уж рифмы «розы» — так на, держи ее скорей.