Найти в Дзене
Sapienti sat

Снимите шляпы, господа, я -медсестра!

Уже смутно, но еще помнится то время, когда мне было стыдно признаваться своим школьным и дворовым друзьям в том, что я стала медсестрой. Ведь большинство из нас было настроено на высшее образование – мощный показатель чьих-то интеллектуальных способностей и некая гарантия в последствие завидно устроиться в жизни…

Прошло около тридцати лет, мое отношение к профессии изменилось, я без тени сумняшеся на соответствующий вопрос отвечаю, что я, прежде всего, медсестра, а потом уже все остальное… Однако сама профессия медсестры по сей день едва ли воспринимается как достойная, и для большинства из тех, кто в ней однажды оказался, остается своего рода «перевалочным пунктом» или залом ожидания для весьма заносчивых амбиций. Эти амбиции слепо подчиняются стереотипному мнению, способному формировать наше отношение и взгляды на все и вся в этой жизни и влиять впоследствии на жизненный выбор, который зачастую оказывается ошибочным (примером тому – студенты вечерних отделений, у многих из которых уже есть образование, и даже – высшее, но далекое от медицины!...) Одним из последствий этого стал дефицит сестринских рук, недостаток заботы, внимания, коим призвана и может окружить одна из самых мудрых профессий, которая, к тому же, в состоянии сделать жизнь по-настоящему насыщенной и богатой!...

Спустя многие годы, все еще оставаясь в профессии, однако, в другом обличии, я оказалась, можно сказать, практически в эпицентре почти что революционных событий, охвативших профессию, чуть ли не с того момента, когда был «поднят железный занавес», и в страну незамедлительно устремились жизнеутверждающие зарубежные веяния, готовые прийти на помощь увядающей профессии, а вместе с ними и надежда на лучшее. Менялась система образования медсестер, появилось высшее сестринское образование, в образовательных программах появлялись вопросы, изучение которых было призвано существенно обогатить интеллектуальный потенциал профессии, наличие которого как составной профессии всегда ставилось под сомнение…

Примерно в это же время появились и новые лозунги, призванные к жизни менталитетом советской эпохи. Среди них, безусловно, особое место занимает призыв к повышению престижа профессии. Везде, в журналах, на конференциях, в разговорах, звучало одно и тоже: «надо поднимать престиж профессии». Когда вы впервые слышите какую-то свежую мысль, она вам, безусловно, может показаться интересной, и даже вызвать восхищение тем, кто ее впервые озвучил. Однако, если вы не лишены некоего присутствия критического мышления, однажды, в очередной раз услышав то, что уже начинает набивать оскомину на зубах, вы поймаете себя на мысли: «Ну, да, наверное, низкий… а дальше-то, что?» Понятное дело, если продолжать бессмысленно талдычить кем-то когда-то озвученный неоспоримый факт, а именно - «профессия не престижна», едва ли можно надеяться на то, что многократное повторение негативно окрашенного утверждения приведет нас к каким-то другим результатам. Двадцать первый век, господа!...

Одним словом, меня это «зацепило», и, услышав в очередной раз избитое и уже ненавистное словосочетание, отметившее при этом некий свой юбилей, я вдруг подумала: «Минуточку, а почему мы позволили хаять профессию? Заострять внимание только на негативе? Неужели в этой жизни уже нет места другим ценностям? Сестринская профессия – это не просто слова, это понятие – одушевленное, и одушевляют его те самые медсестры, которые, несмотря ни на что, продолжают ассистировать на операциях, лучше кого бы то ни было выполняют сестринские процедуры, выхаживают тяжелобольных и выполняют ту самую работу, которая необходима для жизнеобеспечения пациента, но которая однажды с подачи кого-то стала вызывать отвращение и называться «грязной»… Не пора ли подумать о том, что испытывают эти люди, когда в очередной раз слышат кем-то (тем более из числа представителей самой профессии) уже неосознанно бросаемые слова «профессия - не престижна»? Не пора ли сказать «хватит»? Это было бы неплохим началом нового видения!

В нашей профессии много замечательных и интересных людей, которые ничуть не жалеют о сделанном однажды выборе, любят свою работу и преданно несут свою службу, и не потому, что они «больше ничего не умеют делать», а потому, что им посчастливилось познать мудрость: дело – не в профессии, а в отношении к ней. Именно сами люди, а не лозунги, способны изменить отношение к профессии, ЕСЛИ БЫ КАЖДАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА РАССКАЗАЛА О НЕОРДИНАРНЫХ, НЕЗАБЫВАЕМЫХ, ВОСХИТИТЕЛЬНЫХ МОМЕНТАХ ИЛИ ПЕРИОДАХ В СВОЕЙ ЖИЗНИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОФЕССИЕЙ, обогативших и их личную и профессиональную жизнь.

Почему мы молчим об этом? Почему мы считаем, или, еще хуже, надеемся, что за нас это сделает кто-то другой? Призывы к медсестрам писать – явление не новое. Однако и сегодня, как и 10-15 лет назад, медсестры пишут мало, крайне мало, и этому есть разные причины. Даже при наличии определенных способностей могут мешать скромность или боязнь «выглядеть глупо» и вызвать насмешки или даже негодование требовательной и искушенной аудитории, признанной «самой читающей в мире»: «Куда полезла, медсестра! Иди «утки» выноси…» Кто его знает, что еще может бросить вслед ханжество и невежество!... Об этом ли надо думать? Нет, конечно. Лучше подумать о том, что мы реально можем сделать для профессии. У нас есть для этого практически нетронутый ресурс – доброе слово в ее адрес и до сих пор не начатая летопись наших достижений. Первый шаг всегда труден, считайте, что он уже сделан: я расскажу свою историю о том, как благодаря профессии группа медсестер получила высшее образование в Великобритании. Надеюсь, что мои коллеги поддержат меня и расскажут свои не менее интересные истории…