Вообще, белые фронты (и даже армии) заметно отличались друг от друга в плане «насыщенности офицерами». Добровольческая армия получила репутацию «офицерской армии» и это правда. А вот в колчаковских частях и в казачьих войсках ощущалась нехватка опытного командного состава на всех уровнях.
Там было много офицеров уже не то что «военного времени» (то есть производства 1914 — 1917 годов), но уже именно периода Гражданской войны. Да, в ходе Гражданской войны мы наблюдаем быстрый карьерный рост не только у многих красных командиров, но и у белогвардейцев. Отчасти это был неизбежный процесс: достаточно сказать, что большая часть кадровых офицеров (производства до 1914 года) была выбита ещё в ходе Первой мировой.
Потому белые армии были далеки от «войска аристократов» (это скорее про французских роялистов конца XVIII века), их командный состав и весомая часть рядовых вышли прямиком из Первой мировой войны.
Даже в самой «элитной», богатой в плане кадров и известной белой Добровольческой армии офицеры военного времени и произведенные в офицеры уже в ходе Гражданской составляли подавляющее большинство командных кадров (и вообще надежного боевого элемента):
«В 1918 — 1919 годы ситуация складывалась следующим образом. Обер-офицеры, преимущественно не старше подпоручика, у марковцев составили 95,8 — 96,2%, у корниловцев — 81,0%, у дроздовцев — 98,7%, у алексеевцев — 88,4%, а в среднем — 94,1%...
Наконец, в 1920 году удельный вес офицеров военного времени был равен 93,3% по армии...» (с) Р. М. Абинякин. Офицерский корпус Добровольческой армии: социальный состав, мировоззрение. 1917 — 1920 гг.
То есть даже в Добровольческой армии подавляющее большинство офицеров таковыми стали либо в период Первой мировой, либо в годы Гражданской уже (у Колчака кадровых офицеров было ещё меньше).
Более того, не будем забывать о том самом производстве в офицеры и «росте в чинах» уже в белых рядах. К примеру, в сентябре 1919 года А. И. Деникин выпустил приказ, согласно которому офицерский чин прапорщика (да, он тогда был офицерским) упразднялся. А прапорщики становились подпоручиками.
В целом более-менее заметное число «кадровых» было в кавалерийских частях, в некоторых штабах и в «возрождавшихся» полках (часто тоже конных). Это объяснить просто: кавалерия меньше пострадала в период Первой мировой, позднее же регулярные кавалерийские части (не казачьи) создавались белыми медленно и в боях принимали участие реже. Вот там мы и видим и кадровых офицеров, и даже аристократов всяких. Но эти формирования не были «ударной силой» белого движения (и в общем-то даже тормозили создание регулярной армии).
При этом Генеральный штаб, по исследованиям историка А. В. Ганина, разделился почти 50 на 50 (но там были свои особенности, вроде того, что часть генштабистов попала в национальные армии, часть уклонялась от участия в Гражданской, очень многие побывали и у белых, и у красных и т.д.).
Ну хорошо, офицеры военного времени. Но кем они были до войны? Каков вообще облик «типичного белогвардейца»? Ну во-первых, это молодежь в основном, как правило — с хорошим образованием. Но происхождения самого разного. Есть хороший пример — командиры «цветных частей» белого движения.
«Обращаясь к командирам именных частей, обнаруживаем, что из 13 корниловцев один происходил из дворян, двое — из дворянско-офицерских семей, двое — из духовенства, трое — из мещан, четверо — из крестьян и один из казаков; из 17 марковцев пятеро чиновно-офицерского, служилого происхождения и 12 — разночинцы; из девяти дроздовцев шестеро дворян (в том числе пятеро выслужившихся), два мещанина и один крестьянин.
Названные цифры уже приводились и в целом указывают на 35,9% выходцев из дворянско-чиновно-военной среды, включая не более 10 — 12% представителей стародворянских фамилий и ни одного — титулованного дворянства...» (с) Р. М. Абинякин. Офицерский корпус Добровольческой армии: социальный состав, мировоззрение. 1917 — 1920 гг.
То есть, с одной стороны мы видим, что все-таки немалую часть белых командиров составляли потомственные военные, представители «служилой среды», включая и дворян. С другой стороны, большая часть — выходцы из «разночинной среды» или крестьянства. Но мы не видим аристократов, детей банкиров или крупных помещиков. Это скорее «средний класс» помноженный на военно-служилое сословие и военное время.
Впрочем, это актуально для любого времени: дети «элиты» редко попадают на фронт. Кроме того, не будем забывать, что XX век — пора массовых армий. Невозможно уже было составить армию (включая командные кадры) из какого-то «привилегированного меньшинства».
Другой вопрос, что эта «военная молодежь», попадая в армию, отрывалась от родной среды. «Добровольцы» составляли некую «особую» часть населения, разного происхождения, но малочисленную в масштабах страны и с противоположными основной массе населения настроениями («верность союзникам», «война до победного конца», «защита собственности» и т.д.). А за «добровольцами» (колчаковцами, северо-западниками, нужное подчеркнуть) как раз шли «старорежимные» политики и «талантливые деятели» дореволюционной России.
И они показали себя не на высоте в плане пропаганды, поддержки армии, организации, планов и прагматизма. Кстати, многие «добровольцы» это прекрасно понимали и оттого в их среде были сильны «антикапиталистические» настроения, особенно под конец Гражданской.
«Изначально нищая, полуголодная армия видела несогласие деловых и финансовых кругов, благоденствовавших за её штыками, оказать малейшую материальную поддержку — и никоим образом не желала роли «наемников буржуазии». Правда, реальность не всегда соответствовала этим искренним пожеланиям...» (с) Р. М. Абинякин. Офицерский корпус Добровольческой армии: социальный состав, мировоззрение. 1917 — 1920 гг.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.