Сегодня во всем мире отмечается день балета. Основываясь на коллекции и архиве МАММ, рассказываем вам о фотографах, в чьих снимках навсегда осталась запечатлена красота, хрупкость и сила этого мимолетного искусства.
Серж Лидо (1906–1984) – «Король балетной фотографии»
Работы классика балетной фотографии были показаны на выставке «Звезды мирового балета в объективе легендарного Сержа Лидо. 1930-1980-е годы» в Мультимедиа Арт Музее на XI международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2019» (18.09.2019—16.11.2019). На ней были представлены известные на весь мир портреты Людмилы Чериной, Майи Плисецкой, Владимира Васильева, Сержа Лифаря и Татьяны Степановой, Жана Кокто...
«В фотоаппарате, висящем на шее у Лидо, бьется само его сердце… Соединяя свою душу с объективом, он создает всевозможные формы, где движение вырывается из рук смерти»
– Жан Кокто.
Жизнь Сергея Лидова могла бы сложиться иначе, если бы не одна судьбоносная встреча. В возрасте 18 лет он оказался в Париже, работал банковским служащим. Друзья познакомили его с Ирен Каминской, бильд-редактором журнала VU («Взгляд»), в фотолабораторию которого приходили проявлять свои снимки Брассай, Андре Кертеш и другие легендарные фотографы. И Ирен, и Лидов были русскими эмигрантами первой волны. Род деятельности Лидова показался тогда Ирен скучным, и, по легенде, она подарила ему фотоаппарат Rolleiflex, предложив попробовать себя в качестве фотографа.
Блуждая как-то с камерой по Парижу в поисках сюжетов, Лидов сделал свой первый фоторепортаж – серию фотографий танцовщиц канкана кабаре «Баль Табарен». Серия привела в восторг Каминскую и была немедленно напечатана в ее журнале. Финансист Сергей Лидов стал фотографом Сержем Лидо, а Ирен Каминская – его женой, советчиком и редактором всех их совместно подготовленных книг и альбомов о балете.
Балет с юности был неотъемлемой частью жизни Ирен. Вместе с Лидо своими изданиями и деятельностью они определяли пути его развития, способствовали рождению новых трупп, открывали миру незнакомые имена. В архиве Лидо – блестящие снимки Ролана Пети, Сержа Лифаря, Рудольфа Нуреева, Марты Грэм, Майи Плисецкой, Михаила Барышникова и др. В 1940-е годы Ирен и Ролан Пети создали «Балет Елисейских полей» (Les Ballets des Champs- Elysées) – труппу, продолжившую авангардные традиции Сергея Дягилева, слава о которой облетела весь мир. Помимо этого, более 10 лет Каминская была пресс-атташе легендарного балета маркиза де Куэваса, а Серж Лидо был официальным фотографом труппы, пользуясь правом проводить съемки в мастерских и гримерных и наблюдать своих героев в моменты отдыха и высочайшего сосредоточения.
Лидо обладал исключительной эстетической интуицией. Вместе с Ирен он стал исторически важной частью художественной жизни Парижа, почти 40 лет был официальным фотографом Каннского кинофестиваля, а редакции боролись за его портреты звезд кино: Марлен Дитрих, Софи Лорен, Ива Монтана, Анны Маньяни, Орсона Уэллса.
Георгий Петрусов (1903-1971). Пластика жизни
Фотографией Георгий Петрусов увлекся в 14 лет. В 1924-м из Ростова-на-Дону он переехал в Москву, где работал фотокорреспондентом московских профсоюзных журналов, а в 1930-е стал одним из главных фотографов «СССР на Стройке» – легендарного журнала, выходившего на четырех языках и являвшегося главной печатной площадкой русского фотоавангарда. «Из обычного репортера в очень короткий срок Георгий Петрусов встал в первые ряды мастеров», – написал в 1936 году в «Советском фото» Александр Родченко.
К съемкам балета Петрусов обратился в 1940-х, когда получил заказ на подготовку альбома к 175-летнему юбилею Большого театра. К этому времени балет приобрел статус «главнейшего из искусств», стал визитной карточкой Советского Союза и, наравне с высотными домами и декором Московского метрополитена, был важнейшей частью эпохи сталинской неоклассики. Серия Петрусова «Большой балет» — титанический, фундаментальный труд в тысячах негативов, по которым можно воссоздать сцена за сценой многие из забытых сегодня постановок Большого театра — балеты «Аистенок», «Красный мак», «Медный всадник», «Мирандолина» и вообще весь репертуар Большого за 1940–1950-е годы.
Балетные фотографии Петрусова – это во многом диалог с эпохой модернизма, его романтизмом и пафосом. Петрусов позволил себе вернуть в балетную съемку эстетику, в послевоенные годы попавшую под запрет. В то время фотография в СССР приобрела сугубо прикладные функции обслуживания идеологического заказа. «Большой балет» оказался редким примером возрождения лучших традиций фотоискусства авангарда 1920-1930-х годов.
Петрусов доводил свои снимки до совершенства, создавая собственный миф о Большом балете. Ему была важна энергия и пластика жизни. Он эту пластику наблюдал и бережно архивировал в снимках, используя весь арсенал известных в то время приемов и средств: от пикториализма он брал тончайшую светотеневую нюансировку, лучистую, мерцающую фактуру; от экспрессионистов – жесткие развороты, завинченные ракурсы, секущие кадр диагонали; от реалистов-монументалистов – крупный план и, главное, эмоциональный строй.