Найти тему
На пенсию в 35

Деньги. Накопленные или цикличные знания?

Президент Джеймс Гарфилд умер из-за того, что лучшие доктора в стране не верили в существование микробов и исследовали его пулевое ранение после покушения немытыми руками без перчаток, что наверняка способствовало занесению инфекции в рану.

Это звучит безумно, ведь 1881 год был не так уж и давно, но историк Кэндис Миллард в своей книге “Судьба республики” пишет о том, насколько невероятным было существование микробов для докторов в 19 веке:

Понятие “невидимых микробов” казалось им смешным, и доктора даже не рассматривали идею о том, что именно они могут быть причиной стольких болезней и смертей.
Даже редактор очень уважаемого журнала Medical Record нашел больше поводов для насмешек, чем восхищений теорией Листера - первопроходца в области антисептики. Он писал: “Если рассуждать о будущем с оглядкой на прошлое, то в следующем столетии над нами, вероятно, будут так же смеяться за слепую веру в невидимых микробов, как мы смеялись над нашими предкам за их веру в существование духов и призраков.”
Американские доктора не только не верили в микробов, но и гордились тем количеством грязи, которое присутствовало в их профессии.
Они с любовью говорили о “старой доброй хирургической вони”, которой были пропитаны больницы и операционные, и отказывались соблюдать даже базовую гигиену… Они считали, что чем толще слой засохшей крови и гноя, осыпающийся во время осмотров пациентов, тем больше это подчеркивает их многолетний опыт… Кроме того, они часто предпочитали использовать свои собственные методы лечения, которые нередко заключались в накладывании горячего компресса и коровьего навоза на открытую рану.

Сегодня даже ребенок понимает насколько это безумно. И вряд ли это единичный пример. Раньше доктора прописывали хлороформ от астмы и сигареты от сенной лихорадки. Они вводили молоко людям в вены, в надежде что жир превратится в белые кровяные клетки.

К счастью, это осталось в прошлом. Теперь мы верим в новые глупости, но уже не столь безумные. Люди учились, передавали знания из поколения в поколение, и теперь, благодаря этому, мы живем лучше. Читая о медицине 100 летней давности вам может показаться, будто вы читаете что-то совсем немедицинское.

Но возьмите для примера деньги.

Эти строчки были написаны 130 лет назад Уильямом Доусоном:

Кажется, что переживания о том, как заработать денег, вызывают только еще большие переживания о том, как эти деньги сохранить.
Больше жизней было испорчено достатком, нежели нищетой. В самом деле, я сомневаюсь, что нищета имеет какое-либо влияние на сильный характер, кроме стимула к действиям.
Чего многие не понимают, так это то, что все удовольствие от денег заканчивается тогда, когда не остается нужды экономить. Человек, который может купить все, что пожелает, не ценит ничего из этого.

А вот что написал Эрнест Хемингуэй в 1936 году:

Он вспомнил про бедного Скотта Фицджеральда и его благоговении перед богатыми… Он думал, что они - это особая раса. Когда он обнаружил, что это не так, он был поражен до глубины души.

Или вот, это написал юрист в 1934 году после Великой депрессии:

В обычное время среднестатистический рабочий человек живет на пределе своего дохода, ведь он должен хорошо одеваться и т.д. Во времена кризиса он теряет возможность не только заработать себе на жизнь, но и не имеет избыточных денег для покупки акций по выгодным ценам и недвижимости. Теперь я начинаю понимать, почему рабочему человеку так важно создавать капитал в обычное время. Без этого он будет всегда находиться во власти изменчивой экономики.

А вот выдержка о недвижимости по Флориде 1920-х годов:

С 1919 по 1929 годы количество взятых ипотек и кредитов резко выросло. Объем ипотек вырос более чем в три раза, объем кредитов более чем в два раза.

А это - описание Сенеки, который жил 2000 лет назад:

Его противники обвиняли его в том, что он ищет богатых пожилых людей в надежде оказаться в их завещании, а также в том, что он “высасывал из провинций все до капли” давая деньги в долг под большие проценты людям, живущим в отдаленных частях империи.

Эти истории так похожи. Как будто ничего и не изменилось. Мы всегда задавались одними и теми же вопросами, решали одни и те же проблемы, принимали одни и те же ошибочные решения. Похоже, что так будет всегда.

Изучая старые финансовые статьи вы заметите, что прошлое ничем не отличается от настоящего. Совсем иначе, нежели при чтении старых медицинских статей.

Конечно, в медицине есть вещи, на счет которых мы были правы 200 лет назад, а в финансах есть вещи, на счет которых еще 100 лет назад мы ошибались. Но это совершенно разные вещи. В финансах нет подобного примера, как дружное отрицание существования микробов с последующим убеждением в том, что их существование настолько очевидно, что не стоит и обсуждения.

В некоторых сферах наши знания беспрепятственно передаются из поколения в поколение. В других они постоянно ускользают от нас. Перефразируя инвестора Джима Гранта: в некоторых сферах знания накапливаются, в других в лучшем случае имеют циклическую природу.

Бывают периоды, когда общество осознает, что иметь долги - опасно, что жадность может сыграть злую шутку, а большое количество денег не решит всех проблем. Но это быстро забывается. Снова и снова. Поколение за поколением.

На мой взгляд, существует несколько причин, по которым это происходит, и нам лучше их принять.

Некоторые сферы поддаются количественной оценке, в то время как другие подчиняются личным убеждениям и обстоятельствам. Физик Ричард Фейнман сказал: “Представьте, насколько сложнее была бы физика, если бы у электронов были чувства.” Но у людей они есть. Поэтому такие области, как например деньги, личная философия, отношения - они зависят от поведения и не могут быть описаны формулами подобно физике и математике.

Нил Деграсс Тайсон сказал: “Прелесть науки в том, что она работает, независимо от того, верите вы в нее или нет.” Вы можете возразить, что в науке постоянно открывают новое и меняют взгляды, но в целом он прав. Теория о микробах оказалась верной, и мы это знаем точно. Но что на счет правильного уровня сбережений и расходов для достижения хорошей жизни? Как сильно стоит рисковать? А какая правильная стратегия инвестирования в сегодняшних реалиях? Подобные вопросы не поддаются научному ответу. Они субъективны и полны нюансов, а также зависят от состояния экономики в каждый период времени. Поэтому в таких областях часто просто недостаточно релевантной информации, чтобы передать ее следующим поколениям. Даже если существуют определенные финансовые правила, многие из них необходимо проверить на себе, чтобы понять.

Цикличность знаний и отсутствие возможности учиться на опыте прошлых поколений означают, что придется смириться с повышенной изменчивостью и неустойчивостью, которых нет в других сферах. Я могу легко представить себе мир, в котором через 50 лет люди научатся побеждать или эффективно контролировать рак и сердечные заболевания. Но я не могу представить себе мир, в котором отсутствует экономическая изменчивость, а люди перестали принимать решения, о которых впоследствии жалеют. И не важно сколько историй о чужих ошибках нам предстоит изучить.

Примечание. Я продолжаю переводить Моргана Хаузела. Морган - один из лучших авторов, пишущих на тему финансовой грамотности. Оригинал статьи лежит тут. Большое спасибо Александру Грибанову за перевод.

Ставьте лайк, если статья понравилась.Подписывайтесь на самый нескучный телеграм-канал по инвестициям "На пенсию в 35 лет". И на YouTube.