Говорят, что главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце. А ещё говорят, что глаза – это зеркало души. Получается, что где-то в сердце живет зрячая душа, которую можно увидеть через глаза!
В слове сердце нельзя потерять "д" – главную букву. Именно она раскрывает смысл потаённого слова – «середце», как той серединки в луковице, где живёт равновесная пустота. Говорят, что Боженька, который всё и ничто, пребывает именно там – в душе. С ним говорят через медитацию, а кто-то просто сосредоточивается - через точку.
А иметь "середце" нужно, чтобы различать...
Звучит странно, но давайте хотя бы посмотрим на его верный образ...
Да, именно, так. Здесь показаны "инь" и "ян", которые заимствовали, то ли даосы у буддистов, то ли наоборот. Одно я знаю точно, что этот образ "зашит" в русском языке.
Смысл пословицы "что крестьяне, то и обезьяне" долго оставался для меня загадкой. Потом, где-то подсмотрел, что обезьяна - это сокращение выражения "он безъ яна". Сомнительно, но - пусть.
Вот и книжники прежних веков их представляли почему-то вполне себе людьми - только дикими, покрытыми волосами и "вельми до женьщин страстныя".
"Ян" - в данном случае то, что должно дополнить "инь", чтобы человек мог достичь некоторой целостности, своего рода баланса - как то "середце", которое зорко и позволяет различать главное в этом двойственном мире. Допустим, что так.
Но как тогда можно назвать того человека, который с янем? "Съянем" - сиянием. Так вот откуда получаются всякие там разные сиятельства. Говорят ещё, что человек "без изъяна". Значит этот человек "не делал выход" и сохранил у себя этот "ян". А ещё говорят, что человек "с изъяном". А ещё говорят, что человек "не без изъяна", что как будто он иногда отключает свой "ян".
С какой насмешкой теперь может зазвучать выражение, что "труд сделал из обезьяны человека"! Получается, что не всякий труд на это может быть годен. Зато выражение "ученье - свет" как-то наполняется духовностью и новым смыслом, когда "ян" представляется светлой частью образа. Понимаешь, что человек, прежде всего, должен быть учёным...
Хорошо. Но, как можно и нужно применять это "середце" в полевых условиях?
Вспомните образ шахматной доски. Это и атрибут масонства, и большая шахматная доска Бжезинского, и много ещё чего. Главное, что выбор готовится и всегда делается из двух возможных вариантов.
Давайте возьмём за основу историю: «Мёртвая голова» прусского гусара. И представим, что весь народ, говорящий по-русски, проживает на обоих берегах реки Лабы (Эльбы). Ту часть, которая на левом берегу Лабы, называют полабами, а ту часть, которая на правом берегу Эльбы, называют говорящими по-русски – прусскими. Такая ситуация.
А теперь возникает вопрос: кто умнее полабы или прусаки? И данную тему требуется изучить срочно и ответить на поставленный вопрос! Потому что нашлись такие, которые думают иначе...
А что на самом деле теперь известно о полабах? А о прусаках? Здесь нужно крепко думать, чтобы верно отвечать на подобные вопросы… И чтобы верно идти по шахматной доске нужно иметь зоркое, тренированное "середце", вне зависимости от того на какую клетку истории ты попадаешь – на белую или на черную…
Так случилось, что в своё время «моральный кодекс советского человека» воспитывал человека, а слово "советский" было лишь прилагательным к этому человеку. Интересно, что в то же время в паспорт советского человека ввели графу национальность и многие записали себя русскими. А кто-то оказался окраинцем. Многие заблудились в той истории!
И сейчас получается, что не всякий русский - россиянин, и не всякий россиянин - русский... Да и Киевской Русью всё больше как-то гордятся люди, которые отказываются признавать себя русскими...
Поэтому на русского надо смотреть в широком, языковом смысле... И кажется, что русского определяют именно мировоззрение и знание языка, а не этнические особенности того или другого человека...
Если вдруг мы, русские, ищем смыслы, а смысл - это совместная, общая мысль... , то чья это мысль? - Да всего человечества. Потому что русский - это то, что прилагается к человеку.
На Руси никогда не было границ, на Руси всегда был только горизонт... Это я подслушал в песне "Ермак", которую от души душевно спел Игорь Растеряев...
И подтверждение тому найти очень просто: "Русь" - по-арабски "Русия" - "Россия". Но ведь по-арабски "Русь" можно прочитать справа налево как "Сурь" - по-арабски "Сурия", а по-русски "Сирия".
Та же "Русь", только читается по другому. Чаромутие сплошное...
И пусть такой подход при возвращении смыслов не является научным - это лишь попытка, а может быть искусство различения "середцем"...
Вот что подсказал мне мой Балда...,
когда я попытался поразмышлять о самоназвании русских и отвлечении дебелых… Это может быть полезным для лечения середцем наших больных или утраченных смыслов...