Американские войска, по окончании 2-й Мировой войны, освобождали ряд территорий, захваченных гитлеровской Германией. Ими был освобожден и немецкий концлагерь Дахау.
Среди материалов, обнаруженных там, была найдена молитва, написанная на куске оберточной бумаги. Удалось узнать, что написал эту молитву плененный и казненный здесь узник, еврей.
Текст этой молитвы был потом напечатан после войны в одной из немецких газет, уже новой, освобожденной от фашизма, Германии.
Что же это была за молитва? Что выразил в ней этот казненный фашистами узник - еврей?
Выбор узника - еврея.
Прежде, чем сказать о самой молитве стоит сказать о молитвеннике, человеке ее сотворившей.
Митрополит Антоний Сурожский (он работал врачом после войны, занимался лечением людей, освобожденных из фашистских лагерей), комментируя это событие и эту молитву говорит, что у человека, этого еврея, не было внешнего выбора. Ему было попущено Богом оказаться в этом концлагере, принять мучения, издевательства и смерть.
Какие варианты выбора были у него в такой ситуации?
Просить своих мучителей о милости?
Узник знал, что милости не будет. Такое прошение будет воспринято злодеями как слабость и в духовном, и в фактическом плане. А разве смерть, страх смерти делают тебя слабым? Нет. Или мучения и лишения нельзя пройти? Можно. Примеров в истории человечества не мало.
Проклинать в душе своей своих мучителей? Просить у Бога их кары?
Это решение еврею -узнику показалось тоже не сильным. Если ты в ответ на зло сам становишься злым и проклинаешь, то тебя укусило, повредило, победило, зло, ты заразился им, сам став злым. Глобально и глубоко ты проиграл в этом случае. Узник не хотел этого.
И этот благословенный еврей выбрал третье решение, по Богу, излив его в своей сильной молитве. Что за решение?
Он увидел своих мучителей, недолюдей или нелюдей, не как героев, не как силу, а как жалких и слабых перед Богом существ. Они стали хуже зверей. Упали. И он обратился в молитве к Богу, которую написал потом на листочке оберточной бумаги.
Молитва еврея.
Полный текст этой молитвы, взятой из немецкой газетной заметки, можно прочитать в книге митр. Антония Сурожского «Молитва и жизнь». Приведу лишь краткую структуру ее, о чем просил еврей в ней.
Он пожелал мира всем людям злой воли. Не зла, кары, воздаяния, а мира. Узник заметил, что чаша преступлений переполнена, пополнен сонм мучеников. Эта трагедия человечества, которую не вмещает человеческий разум.
Еврей обратился с молитвенной просьбой к Богу, в Чьих Руках суд над всеми людьми. Он попросил Бога не наказать их грозной Своей карой, а иначе воздать им.
Пусть на весах Его справедливости зло палачей, доносчиков, предателей перевесится добром и мужеством тех, кого они мучали, но кто не потерял благородства, мужества, смирения под натиском зла.
«Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп ради торжества праведности. Прими во внимание добро, а не зло». (фрагмент из молитвы узника еврея. Источник: митр. Антоний Сурожский "Молитва и жизнь")
Еврей-узник дерзновенно просит Господа, чтобы все мучимые и не сдавшиеся злу, остались в памяти своих врагов и мучителей не как жертвы, не жуткими кошмарами и призраками в их памяти, но как помощники в искоренении их преступных страстей.
Узник - еврей твердо верит, что злу придет конец. Потому, в завершении своего воззвания к Богу, он молитвенно просит, чтобы Господь даровал всем оставшимся в живых жить как людям среди людей и возвратил Свой мир на землю, мир людям доброй воли и всем остальным.
Послесловие.
Митрополит Антоний замечает, что такие вот мученики, как этот благородный еврей, не пошли на поводу у зла, а победили его, совершив самый значимый свой выбор в очень трудной ситуации: мучений и смерти.
Такие люди имеют выстраданное и заслуженное право так дерзновенно просить Бога, и услышаны Им.
У них не было внешней свободы уйти от зла, оказавшись в его цепях, попавши в концлагерь. Но была свобода внутренняя, как выбор Бога. Эта свобода и в том, чтобы при Страшном суде Господнем, выступить предстателями перед Богом (наподобие, как присяжные в суде): принять или отвергнуть оправдание злодеев. Им дано, ими заслужено такое право.
(по мотивам книг митр. Антония Сурожского «Молитва и жизнь» и «Молитвенное предстательство»)