Найти тему

Образ Иосифа Сталина в советской литературе и искусстве

Оглавление
Советский плакат посвященный Иосифу Сталину, 1947 год.  фото из topwar.ru
Советский плакат посвященный Иосифу Сталину, 1947 год. фото из topwar.ru

Интеллект и культ личности Сталина

Большинство деятелей отечественной науки и культуры, начиная с так называемой эпохи гласности и по настоящее время, думали и считают, что самое трагичное, состоит в том, что представления советских «вождей» об интеллектуальном уровне общества абсолютно совпадали с представлениями широких масс, и исключения в данном случае, лишь подтверждают общее правило- критерии и результаты общественного прогресса вырастали из предрассудков и заблуждений своей эпохи.

В истории России выступления Иосифа Сталина и его окружения против интеллекта, получили своё выражение не только в разгроме военных специалистов Красной Армии, но и также в уничтожении идеологическим «палачом» А. А. Ждановым художественной интеллигенции в 1940-е годы, опустошении научных кадров в 1930-1940-х годах. Указанные события по мнению многих историков показывали каким важным противником для Сталина был интеллектуализм.

По данному вопросу озвучим точку зрения советского поэта и драматурга, военного корреспондента и журналиста, Героя Социалистического Труда К. М. Симонова. Мнение известного литератора было опубликовано на страницах советской газете «Правда» от 27 мая 1988 года, в которых он -обращаясь к широкой общественности с вопросом о замалчивании преступлении Сталина, совершенных им за время нахождения у власти из-за действии шедших вразрез с интересами коммунизма – отметил что долг советских людей состоит в придании огласки подобных событии и в постановки вещей на своё место в сознании будущих поколении.

К. М. Симонов  фото из rg.ru
К. М. Симонов фото из rg.ru

Советская культура Иосифа Сталина

Указанная тема-образ Сталина в художественной литературе и искусстве, без сомнения очень глубокая и содержательная и достоина освещения и рассмотрения в научных трудах и диссертациях. Автор же предлагает сразу акцентировать внимание на основной направлении советской культуры в сталинский период и предлагает обратить внимание на выступление Всеволода Вишневского на Первом съезде советских писателей прошедшем в городе Москве в 1934 году.

Всеволод Вишневский спрашивал и отвечал: «Кто знает, как вёл работу Сталин? Кто знает, что он играл решающую роль в той эпопее, которая разыгралась в Сибири, когда разгромили Колчака? Кто знает, что всем партизанским движением молча руководил Сталин? Он обеспечил разгром колчаковского белого фронта и дальневосточной интервенции. Проблему, образ большевистского пролетарского вождя мы обязаны решить, мы обязаны подняться выше «полкового» и "дивизионного" уровня. Решение этой проблемы необходимо. Она имеет не только исторические ценности, но и выводит нас в область самых высоких умственных, этических, моральных и военных категории».

Отметим совпадение позиции Вишневского и Климента Ворошилова в отношении Сталина. Сложилась ситуация в которой служители культа личности привлекая «художников» на изображение вождя надолго определяли и пути развития литературы и искусства. Уже одно присутствие в романе или спектакле такого персонажа, как Сталин, делало их почти неуязвимыми ибо выводило в область самых "высоких умственных, этических, моральных и военных категории".

Понятно, что по этому вопросу можно рассуждать бесконечно. Но без сомнения антидемократическое мышление оказало разрушительное воздействие на литературу и искусство, поскольку требование «подняться выше полкового и дивизионного уровня» превратилось в тезис критиков-догматиков - «быть выше окопной правды».

#наука #история # сталин #советский союз #сталинские репрессии