Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы правовых знаний» 8 - 9 класс
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих предметных, метапредметных, личностных результатов:
Предметные:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах.
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях.
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности.
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации.
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами.
6) сформированность основ правового мышления.
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права.
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий.
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Фе¬дерации.
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Ученик в 8 классе научится:
• характеризовать роль экономики в жизни общества; производительный и непроизводительный труд; особенности вознаграждения за деятельность; экономические функции домохозяйства; особенности потребления домашних хозяйств; источники доходов и расходов семьи; предпринимательскую и трудовую деятельность; разделение труда; способы защиты права собственности; доходы и расходы государства; банков
скую систему; налогообложение; государственную экономическую политику; влияние духовной культуры на формирование личности; личностную и общественную значимость образования в информационном обществе; роль религии в жизни человека и общества; роль искусства в жизни человека и общества; роль науки в жизни человека и общества; роль информации и информационных технологий в современном мире;
• раскрывать смысл понятий: экономика; ресурсы; труд; предпринимательство; альтернативная стоимость; семейный бюджет, домохозяйство, активы; пассивы; личный финансовый план; сбережения; факторы производства; фирма; издержки; обмен; выручка; прибыль; производительность труда; государственный бюджет; налоги; обмен; торговля; деньги; банк; кредит; духовная культура, наука; образование; религия; свобода совести; искусство; информационная культура; информационная безопасность;
• описывать основы государственной политики РФ в сфере культуры и образования; уровни образования в РФ; мировые религии; правила безопасного поведения в сети Интернет;
• приводить примеры факторов выбора вида деятельности; экономических функций домохозяйств; источников доходов и расходов семьи; способов накопления сбережений; факторов производства; предпринимательской и трудовой деятельности; издержек; способов оплаты и стимулирования труда; разделения труда; защиты права собственности; форм торговли; функций денег; услуг финансовых посредников; экономических целей и функций государства; форм культуры; современных молодежных субкультур; диалога культур; влияния культуры на формирование личности; видов искусства; безопасного поведения в сети Интернет;
• классифицировать блага; экономические системы, факторы выбора вида деятельности; источники доходов и расходов семьи; факторы производства; формы организации бизнеса; издержки; услуги финансовых посредников; деньги, банки, налоги; религии; науки; виды искусства; виды образования;
• сравнивать типы экономических систем; производительный и непроизводительный труд; факторы выбора вида деятельности; факторы производства; издержки; формы заработной платы и стимулирования труда; факторы производительности труда; формы торговли; виды денег; финансовые рынки; услуги финансовых посредников; виды кредитов; виды инфляции; формы организации предприятий; формы культуры; естественные и социально-гуманитарные науки; мировые и национальные религии; виды искусства, различные источники социальной информации; • устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций: потребностей и ресурсов; экономической деятельности и доходов, доходов и расходов, издержек и прибыли, экономического благосостояния личности и общества, духовного развития личности и общества;
• осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников, как адаптированных и дидактически отобранных, так и свободных общедоступных; составлять на их основе сложный план, сложную трехчастную сравнительную таблицу, сложную трехуровневую схему; переводить информацию из текста в таблицу, схему, график; осуществлять анализ и критику источника информации;
• анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных и дидактически отобранных текстовых, визуальных и аудиовизуальных источников по изученным темам (включая карикатуры, символы, комиксы, фотографии, репродукции, графики, статистические диаграммы), соотносить ее с собственными знаниями об экономической и духовной сферах общества; самостоятельно делать выводы из объемного текста.
Ученик в 8 классе получит возможность научиться:
• использовать изученные понятия и теоретические положения для анализа потребления домашнего хозяйства, источников доходов и расходов семьи, составления семейного бюджета, личного финансового плана; ориентации в современном социокультурном пространстве, построения личной траектории образования; формирования информационной культуры и соблюдения правил безопасного экономического и социокультурного поведения, в том числе в сети Интернет;
• определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам: ограниченности ресурсов, рыночной экономике, предпринимательской деятельности, конкуренции, инфляции, безработице, кредитованию, роли государства в экономике, достижениям науки, культурному плюрализму;
• решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи (в том числе экономические), отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей (покупателя, домохозяина, участника образовательного процесса, потребителя духовных и материальных ценностей, участника культурной жизни, а также перспективных ролей работника, вкладчика, предпринимателя), взаимодействия в экономической и духовной сферах общественной жизни;
• использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина в экономической и духовной сферах общественной жизни, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
• использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по проблематике учебного курса, в том числе исследовательских, в том числе самостоятельного составления и проведения небольшого социологического опроса;
• составлять личный финансовый план, писать резюме, рассчитывать семейный бюджет и т. п.;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм экономической рациональности; свои предпринимательские, трудовые, познавательные и предпрофессиональные способности, осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
• взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных конфессий, участвовать в диалоге культур, в том числе и в современном информационном пространстве; принимать многообразие культур и их представителей;
• быть способным вступать в социальную коммуникацию для решения познавательных и жизненных задач с различными социальными партнерами, в том числе в социальных сетях; самостоятельно организовывать работу в группе, планировать и ответственно выполнять свою часть групповой работы; руководить группой; готовить устное сообщение и презентацию на социальную тематику, выступать с устным сообщением на социальную тематику в сопровождении презентации в незнакомой аудитории; конструктивно и корректно участвовать в учебной беседе и дискуссии: формулировать и задавать вопросы; отвечать на вопросы; формулировать и аргументировать свою позицию по изучаемым проблемам экономической и духовной жизни современного общества;
• демонстрировать объективную оценку своих познавательных, трудовых и творческих способностей, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; • осознавать необходимость знаний в области финансовой грамотности, экономической и социокультурной безопасности, личную значимость экономических и культурологических знаний;
• составлять портфолио учебных обществоведческих достижений
Выпускник научится:
• знать порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
Выпускник получит возможность научиться:
• правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);
• характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;
• объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;
• различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
• анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
• формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).
Метапредметные:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; -умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
8 класс
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.
9 класс
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
- в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практик.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта по курсу "Основы правовых знаний".
Личностные:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
8 класс
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях,
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
9 класс
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение отражения общественной жизни в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы правовых знаний»
8 – 9 классы
(68 часов)
Введение (1 ч.)
Место правоведения в системе общественных наук.
Раздел 1. Что такое право (9 ч.)
Понятие и признаки права. Социальные нормы и их роль в ре¬гулировании общественных отношений. Общее и особенное в видовом многообразии социальных норм: религиозные, мораль¬ные, политические, экономические, эстетические и другие нормы. Моральная составляющая права.
Формы права. Юридическая характеристика основных источников права. Система законодательства. Законы и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления правительства и т. д.). Конституция как основной закон государства. Ее отличительные признаки. Федеральные конституционные законы. Федеральные законы. Кодексы и их структура. Договор как форма права. Индивидуальные и нормативные договоры.
Элементы содержания нормативно-правовых актов. Право¬вая норма. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Способы изложения нормы права в статьях закона.
Как найти нужный закон. Порядок официального опубликования закона («Российская газета», «Собрание законодательства РФ»). Основные реквизиты закона. Компьютерные информационные правовые системы. Действующая редакция закона.
Юридические факты как основания возникновения правоотношений. Признаки правоотношений. События и действия. Правомерные действия. Противоправные действия. Преступление и проступки. Юридический (фактический) состав. Понятие право¬отношения и его структура.
Субъекты права: юридический смысл понятия. Виды субъектов права. Физические лица как индивидуальные субъекты права. Иностранные граждане, бипатриды, апатриды, экспатриды. Коллективные субъекты права: юридические лица, муниципальные об¬разования, государство. Правоспособность и дееспособность субъекта права. Особенности правоспособности и дееспособности юридических лиц. Государство – особый вид юридического лица.
Виды правоотношений: гражданские, административные, уго¬ловные, трудовые, уголовно-процессуальные, гражданско-процессу¬альные.
Правонарушения: понятия и виды. Юридические признаки про¬ступка и преступления. Состав правонарушения. Вина и ее формы. Умысел: прямой, косвенный. Неосторожность: противоправная самонадеянность, противоправная небрежность. Виды преступлений. Виды проступков: гражданский, административный, дисциплинарный.
Юридическая ответственность: понятие, признаки. Цели и прин¬ципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Гражданско-правовая, уголовная, административная ответственность.
Раздел 2. Государство (3 ч.)
Государство: понятие, признаки, формы. Форма государственного правления. Республика и монархия. Форма государственного устройства. Унитарное государство, федерация, конфедерация. Политико-правовой режим. Демократический режим. Антидемократический режим: авторитарный и тоталитарный.
Демократическое правовое государство. Принципы демократии: толерантность, компромисс, консенсус. Принципы правового государства. Верховенство права и закона. Взаимная ответственность личности и государства. Разделение властей.
Правовое государство и гражданское общество. Условия появления и существования правового государства. Гражданское общество и его основные черти. Этапы формирования гражданского общества. Элементы гражданского общества.
Раздел 3. Право и человек (7 ч.)
Общая характеристика прав и свобод человека. Основы правового статуса человека и гражданина. Правовой ста¬тус как совокупность прав и обязанностей личности. Права человека в историческом контексте. Всеобщая Декларация прав человека. Международные документы по правам человека. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Правовое положе¬ние человека.
Личные права человека. Право на жизнь. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность личной жизни. Свобода мысли и слова. Свобода совести.
Экономические, социальные и культурные права человека. Право на частную собственность, право на занятие предпринимательской деятельностью. Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Право на участие в культурной жизни и свобода творчества.
Политические права граждан. Право на участие в управлении делами государства: право избирать и быть избранным, право на равный доступ к государственным должностям. Право на объединение. Право на участие в митингах и демонстрациях.
Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Дек¬ларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие поло¬жений международного права о правах детей в российском национальном законодательстве. Защита прав ребёнка.
Конституционные обязанности. Соблюдение Конституции РФ и законов. Защита Отечества – священный долг каждого гражданина. Забота о памятниках истории и культуры.
Раздел 4. Право и государство (10 ч.)
Конституция как Основной закон государства. Принятие современной российской Конституции. Содержание Конституции. Основные черты Конституции РФ: верховенство, легитимность, устойчивость, стабильность, прямое и непосредственное действие.
Основы конституционного строя. Понятие основ конституционного строя. Республиканская форма правления Федеративное устройство. Демократический политический режим..
Международные нормы и принципы в правовой системе России. Понятие и сущность международного права. Особенности международного права. Организация Объединенных наций как международное объединение государств. Международные договоры. Их виды (межгосударственные, межправительственные, межведомственные). Порядок заключения международных договоров. Нормы международного права как составная часть правовой системы России. Обще¬признанные принципы норм международного права (суверенитет, неприменение силы и угрозы и др.).
Как принимаются законы. Особенности процесса законотворчества. Право законодательной инициативы. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Утверждение Закона Советом Федерации. Подписание закона Президентом РФ. Отлагательное вето Президента.
Органы государственной власти. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент государства как глава страны. Федеральное собрание как представитель законодательной власти в стране. Совет Федерации и Государственная Дума как палаты рос¬сийского парламента. Исполнительная власть. Роль правительства страны в системе исполнительных органов государства. Органы власти субъектов РФ. Структура органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
Органы местного самоуправления. Местное самоуправление и его роль в жизни общества. История местного самоуправления в России. Принципы местного самоуправления (организационная обособлен¬ность, самостоятельность в решении вопросов местного значения). Основные вопросы местного значения и механизм их правового реше¬ния. Органы местного самоуправления и их компетенция. Структура органов местного самоуправления муниципального образования город Лабытнанги.
Судебная система Российской Федерации. Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ. Роль суда присяжных в системе правосудия. Мировые судьи. Судебные приставы и их компетенция.
Правоохранительные органы. Прокуратура, её компетенция и назначение. Система органов прокуратуры. Органы внутренних дел. Криминальная полиция и полиция общественной безопасности. Нотариат. Адвокатура и ее функции.
Раздел 5. Человек и государство (13 ч.)
Гражданство. Принципы гражданства. Принципы единого гражданства, равного гражданства. Основания приобретения гражданства. Признание гражданства. Приобретение гражданства по регистра¬ции, рождению. Прием в гражданство. Восстановление в гражданстве. Выбор гражданства. Основания прекращения гражданства. Вы¬ход из гражданства. Права и обязанности, которые принадлежат только гражданину государства.
Право избирать и быть избранным. Принципы избирательного права. Избирательный процесс. Структура избирательных комиссий.
Общественные объединения. Их роль в жизни людей. Формы общественных объединений. Общественные организации, об¬щественные движения, общественные фонды. Органы общественной самодеятельности. Молодёжные и детские общественные объединения. Профессиональные союзы и их значение. Политические пар¬тии в общественной жизни страны.
Налоги и их роль в государстве. Особенности налоговой системы России. Принципы налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Налоговое право. Налоговые органы.
Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Воинская обязанность и ее сущность. Понятие воинского учета. Призыв на военную службу. Освобождение и отсрочка от военной службы. Порядок поступления на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Правовые основы взаимоотношения граждан и органов государственного управления. Понятие государственного управления. Органы исполнительной власти. Правовое положение граждан в сфере государственного управления. Право граждан на судебную защиту. Право граждан обращаться в государственные органы и органы ме¬стного самоуправления. Порядок обжалования акта или действия любого органа или должностного лица.
Административная и дисциплинарная ответственность. Понятие административного правонарушения как основания административной ответственно¬сти. Административное наказание как мера ответственности. Административная ответственность несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность учащихся.
Уголовная ответственность. Понятие уголовной ответственности. Характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния. Возраст уголовной ответственности. Понятие вменяемости и невменяемости субъекта права. Момент наступления уголовной ответственности.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Предупреждение. Возложение обязанности загладить причиненный вред. Ограничение досуга и установление особых требований к по¬ведению несовершеннолетних. Передача под надзор родителей или государственных органов.
Назначение наказания. Виды наказания. Штраф. Запрещение занимать определенные должности или заниматься опре¬деленной деятельностью. Лишение специального воинского или по¬четного звания, классного чина, государственных наград. Обязательные работы. Исправительные работы. Ограничение по военной службе. Конфискация имущества. Ограничение свободы. Арест. Со¬держание в дисциплинарной воинской части. Лишение свободы. Пожизненное лишение свободы. Смертная казнь. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Условное осуждение. Осво¬бождение от наказания.
Раздел 6. Семья, родители, дети (3 ч.)
Брак как юридическое понятие. Порядок заключения брака. Условия заключения брака.
Права и обязанности супругов. Личные и имущественные права суп¬ругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. По¬рядок расторжения брака.
Права и обязанности родителей и детей. Имущественные права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав. Права ребенка. Имущественные права детей. Опека и попечительство. Усыновление. Приёмная семья.
Раздел 7. Общая характеристика гражданских правоотношений (4 ч.)
Какие правоотношения называются гражданскими. Структура гражданского правоотношения. Характеристика объектов гражданского правоотношения: нематериальные и материальные объекты. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности.
Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Виды гражданских правоотношений. Юридическая характеристика субъектов гражданского права. Признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физическое лицо как субъект права. Его право- и дееспособность. Правовой статус малолетних. Права и обязанности лиц от 14 до 18 лет.
Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы защи¬ты гражданских прав.
Раздел 8. Право собственности (4 ч.)
То такое собственность? Основные правомочия собственника: владеть, пользоваться и распоряжаться. Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности: первоначальные производные. Общая собственность. Виды общей собственности: долевая и совместная, особенности правового положения сособственников. Прекращение права собственности.
Кто может быть собственником? Основные формы собственности в России. Частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Право хо¬зяйственного ведения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим.
Защита права собственности. Исковое заявление. Порядок защиты права собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности). Ис-требование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от недобросовестного приобретателя. Признание права собственности на вещь.
Раздел 9. Договор (4 ч.)
Что такое сделка. Виды сделок. Формы сделок (устная, письменная, письменная нотариально удостоверенная). Виды сделок (односторонние, многосторонние, двусторонние). Договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки (отлагательные и отменительные).
Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные усло¬вия договора. Обычные и случайные условия договора. Оферта и акцепт. Виды договоров. Особые виды договоров. Публичный договор. Предварительный договор. Договор присоединения. Договор в пользу третьего ли¬ца.
Соблюдение договоров. Юридическая ответственность за неисполнение обязательства по договору. Порядок изменения и расторжения договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств. Неустойка. Удержание имущества. Банковская гарантия. Залог. Поручительство. За¬даток.
Раздел 10. Отдельные виды гражданских правоотношений (3 ч.)
Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных товариществах. Приобретение жилья в собственность. Порядок использования жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров. При¬ватизация жилья.
Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителя на качество, безопасность, информацию, на возмещение причинен¬ного ущерба, на просвещение в области защиты прав потребителей.
Раздел 11. Правовое регулирование трудовых отношений (3 ч.)
Трудовой договор. Трудовые отношения и их характеристика. Источники трудового права. Наемный работник и его правовой статус. Права и обязанности работника. Социальное партнерство. Коллективные соглашения и их особенности. Трудовой договор работника и работодателя. Существенные условия трудового договора. Дополнительные условия. Ус¬ловие об испытательном сроке. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка как документ о трудовой деятельности. Основания прекращения трудового договора. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника. По¬рядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Особенности правового положения несовершеннолетних по со¬временному трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда несовершеннолетних. Условия труда несовершеннолетних: время отдыха и рабочее время. Полная материальная ответственность не¬совершеннолетних. Расторжение трудового договора с несовершеннолетними. Льготы несовершеннолетним работникам. Ученический договор.
Раздел 12. Международная защита прав человека (2 ч.)
Международная защита прав человека. Принципы, закреплённые во Всеобщей декларации прав человека. Комиссия ООН по правам человека и порядок рассмотрения в ней индивидуальных жалоб Рассмотрение индивидуальных жалоб Комитетом по правам человека. Полномочия Европейского Суда по правам человека.
Международное гуманитарное право. «Право Гааги». «Право Женевы». Источники и принципы международного гуманитарного права. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
Итоговая работа за учебный год. 1 час.
Используемые формы внеурочной деятельности: лекции, просмотр и обсуждение фильма, дискуссии, практические занятия, сообщения учеников, круглые столы.
Используемые виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательное общение.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы правовых знаний» 8 - 9 класс
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих предметных, метапредметных, личностных результатов:
Предметные:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах.
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях.
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности.
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации.
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами.
6) сформированность основ правового мышления.
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права.
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий.
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Фе¬дерации.
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Ученик в 8 классе научится:
• характеризовать роль экономики в жизни общества; производительный и непроизводительный труд; особенности вознаграждения за деятельность; экономические функции домохозяйства; особенности потребления домашних хозяйств; источники доходов и расходов семьи; предпринимательскую и трудовую деятельность; разделение труда; способы защиты права собственности; доходы и расходы государства; банков
скую систему; налогообложение; государственную экономическую политику; влияние духовной культуры на формирование личности; личностную и общественную значимость образования в информационном обществе; роль религии в жизни человека и общества; роль искусства в жизни человека и общества; роль науки в жизни человека и общества; роль информации и информационных технологий в современном мире;
• раскрывать смысл понятий: экономика; ресурсы; труд; предпринимательство; альтернативная стоимость; семейный бюджет, домохозяйство, активы; пассивы; личный финансовый план; сбережения; факторы производства; фирма; издержки; обмен; выручка; прибыль; производительность труда; государственный бюджет; налоги; обмен; торговля; деньги; банк; кредит; духовная культура, наука; образование; религия; свобода совести; искусство; информационная культура; информационная безопасность;
• описывать основы государственной политики РФ в сфере культуры и образования; уровни образования в РФ; мировые религии; правила безопасного поведения в сети Интернет;
• приводить примеры факторов выбора вида деятельности; экономических функций домохозяйств; источников доходов и расходов семьи; способов накопления сбережений; факторов производства; предпринимательской и трудовой деятельности; издержек; способов оплаты и стимулирования труда; разделения труда; защиты права собственности; форм торговли; функций денег; услуг финансовых посредников; экономических целей и функций государства; форм культуры; современных молодежных субкультур; диалога культур; влияния культуры на формирование личности; видов искусства; безопасного поведения в сети Интернет;
• классифицировать блага; экономические системы, факторы выбора вида деятельности; источники доходов и расходов семьи; факторы производства; формы организации бизнеса; издержки; услуги финансовых посредников; деньги, банки, налоги; религии; науки; виды искусства; виды образования;
• сравнивать типы экономических систем; производительный и непроизводительный труд; факторы выбора вида деятельности; факторы производства; издержки; формы заработной платы и стимулирования труда; факторы производительности труда; формы торговли; виды денег; финансовые рынки; услуги финансовых посредников; виды кредитов; виды инфляции; формы организации предприятий; формы культуры; естественные и социально-гуманитарные науки; мировые и национальные религии; виды искусства, различные источники социальной информации; • устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций: потребностей и ресурсов; экономической деятельности и доходов, доходов и расходов, издержек и прибыли, экономического благосостояния личности и общества, духовного развития личности и общества;
• осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников, как адаптированных и дидактически отобранных, так и свободных общедоступных; составлять на их основе сложный план, сложную трехчастную сравнительную таблицу, сложную трехуровневую схему; переводить информацию из текста в таблицу, схему, график; осуществлять анализ и критику источника информации;
• анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных и дидактически отобранных текстовых, визуальных и аудиовизуальных источников по изученным темам (включая карикатуры, символы, комиксы, фотографии, репродукции, графики, статистические диаграммы), соотносить ее с собственными знаниями об экономической и духовной сферах общества; самостоятельно делать выводы из объемного текста.
Ученик в 8 классе получит возможность научиться:
• использовать изученные понятия и теоретические положения для анализа потребления домашнего хозяйства, источников доходов и расходов семьи, составления семейного бюджета, личного финансового плана; ориентации в современном социокультурном пространстве, построения личной траектории образования; формирования информационной культуры и соблюдения правил безопасного экономического и социокультурного поведения, в том числе в сети Интернет;
• определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам: ограниченности ресурсов, рыночной экономике, предпринимательской деятельности, конкуренции, инфляции, безработице, кредитованию, роли государства в экономике, достижениям науки, культурному плюрализму;
• решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи (в том числе экономические), отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей (покупателя, домохозяина, участника образовательного процесса, потребителя духовных и материальных ценностей, участника культурной жизни, а также перспективных ролей работника, вкладчика, предпринимателя), взаимодействия в экономической и духовной сферах общественной жизни;
• использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина в экономической и духовной сферах общественной жизни, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
• использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по проблематике учебного курса, в том числе исследовательских, в том числе самостоятельного составления и проведения небольшого социологического опроса;
• составлять личный финансовый план, писать резюме, рассчитывать семейный бюджет и т. п.;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм экономической рациональности; свои предпринимательские, трудовые, познавательные и предпрофессиональные способности, осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
• взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных конфессий, участвовать в диалоге культур, в том числе и в современном информационном пространстве; принимать многообразие культур и их представителей;
• быть способным вступать в социальную коммуникацию для решения познавательных и жизненных задач с различными социальными партнерами, в том числе в социальных сетях; самостоятельно организовывать работу в группе, планировать и ответственно выполнять свою часть групповой работы; руководить группой; готовить устное сообщение и презентацию на социальную тематику, выступать с устным сообщением на социальную тематику в сопровождении презентации в незнакомой аудитории; конструктивно и корректно участвовать в учебной беседе и дискуссии: формулировать и задавать вопросы; отвечать на вопросы; формулировать и аргументировать свою позицию по изучаемым проблемам экономической и духовной жизни современного общества;
• демонстрировать объективную оценку своих познавательных, трудовых и творческих способностей, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; • осознавать необходимость знаний в области финансовой грамотности, экономической и социокультурной безопасности, личную значимость экономических и культурологических знаний;
• составлять портфолио учебных обществоведческих достижений
Выпускник научится:
• знать порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
Выпускник получит возможность научиться:
• правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);
• характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;
• объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;
• различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
• анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
• формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).
Метапредметные:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; -умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
8 класс
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.
9 класс
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
- в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практик.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта по курсу "Основы правовых знаний".
Личностные:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
8 класс
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях,
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
9 класс
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение отражения общественной жизни в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы правовых знаний»
8 – 9 классы
(68 часов)
Введение (1 ч.)
Место правоведения в системе общественных наук.
Раздел 1. Что такое право (9 ч.)
Понятие и признаки права. Социальные нормы и их роль в ре¬гулировании общественных отношений. Общее и особенное в видовом многообразии социальных норм: религиозные, мораль¬ные, политические, экономические, эстетические и другие нормы. Моральная составляющая права.
Формы права. Юридическая характеристика основных источников права. Система законодательства. Законы и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления правительства и т. д.). Конституция как основной закон государства. Ее отличительные признаки. Федеральные конституционные законы. Федеральные законы. Кодексы и их структура. Договор как форма права. Индивидуальные и нормативные договоры.
Элементы содержания нормативно-правовых актов. Право¬вая норма. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Способы изложения нормы права в статьях закона.
Как найти нужный закон. Порядок официального опубликования закона («Российская газета», «Собрание законодательства РФ»). Основные реквизиты закона. Компьютерные информационные правовые системы. Действующая редакция закона.
Юридические факты как основания возникновения правоотношений. Признаки правоотношений. События и действия. Правомерные действия. Противоправные действия. Преступление и проступки. Юридический (фактический) состав. Понятие право¬отношения и его структура.
Субъекты права: юридический смысл понятия. Виды субъектов права. Физические лица как индивидуальные субъекты права. Иностранные граждане, бипатриды, апатриды, экспатриды. Коллективные субъекты права: юридические лица, муниципальные об¬разования, государство. Правоспособность и дееспособность субъекта права. Особенности правоспособности и дееспособности юридических лиц. Государство – особый вид юридического лица.
Виды правоотношений: гражданские, административные, уго¬ловные, трудовые, уголовно-процессуальные, гражданско-процессу¬альные.
Правонарушения: понятия и виды. Юридические признаки про¬ступка и преступления. Состав правонарушения. Вина и ее формы. Умысел: прямой, косвенный. Неосторожность: противоправная самонадеянность, противоправная небрежность. Виды преступлений. Виды проступков: гражданский, административный, дисциплинарный.
Юридическая ответственность: понятие, признаки. Цели и прин¬ципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Гражданско-правовая, уголовная, административная ответственность.
Раздел 2. Государство (3 ч.)
Государство: понятие, признаки, формы. Форма государственного правления. Республика и монархия. Форма государственного устройства. Унитарное государство, федерация, конфедерация. Политико-правовой режим. Демократический режим. Антидемократический режим: авторитарный и тоталитарный.
Демократическое правовое государство. Принципы демократии: толерантность, компромисс, консенсус. Принципы правового государства. Верховенство права и закона. Взаимная ответственность личности и государства. Разделение властей.
Правовое государство и гражданское общество. Условия появления и существования правового государства. Гражданское общество и его основные черти. Этапы формирования гражданского общества. Элементы гражданского общества.
Раздел 3. Право и человек (7 ч.)
Общая характеристика прав и свобод человека. Основы правового статуса человека и гражданина. Правовой ста¬тус как совокупность прав и обязанностей личности. Права человека в историческом контексте. Всеобщая Декларация прав человека. Международные документы по правам человека. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Правовое положе¬ние человека.
Личные права человека. Право на жизнь. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность личной жизни. Свобода мысли и слова. Свобода совести.
Экономические, социальные и культурные права человека. Право на частную собственность, право на занятие предпринимательской деятельностью. Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Право на участие в культурной жизни и свобода творчества.
Политические права граждан. Право на участие в управлении делами государства: право избирать и быть избранным, право на равный доступ к государственным должностям. Право на объединение. Право на участие в митингах и демонстрациях.
Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Дек¬ларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие поло¬жений международного права о правах детей в российском национальном законодательстве. Защита прав ребёнка.
Конституционные обязанности. Соблюдение Конституции РФ и законов. Защита Отечества – священный долг каждого гражданина. Забота о памятниках истории и культуры.
Раздел 4. Право и государство (10 ч.)
Конституция как Основной закон государства. Принятие современной российской Конституции. Содержание Конституции. Основные черты Конституции РФ: верховенство, легитимность, устойчивость, стабильность, прямое и непосредственное действие.
Основы конституционного строя. Понятие основ конституционного строя. Республиканская форма правления Федеративное устройство. Демократический политический режим..
Международные нормы и принципы в правовой системе России. Понятие и сущность международного права. Особенности международного права. Организация Объединенных наций как международное объединение государств. Международные договоры. Их виды (межгосударственные, межправительственные, межведомственные). Порядок заключения международных договоров. Нормы международного права как составная часть правовой системы России. Обще¬признанные принципы норм международного права (суверенитет, неприменение силы и угрозы и др.).
Как принимаются законы. Особенности процесса законотворчества. Право законодательной инициативы. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Утверждение Закона Советом Федерации. Подписание закона Президентом РФ. Отлагательное вето Президента.
Органы государственной власти. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент государства как глава страны. Федеральное собрание как представитель законодательной власти в стране. Совет Федерации и Государственная Дума как палаты рос¬сийского парламента. Исполнительная власть. Роль правительства страны в системе исполнительных органов государства. Органы власти субъектов РФ. Структура органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
Органы местного самоуправления. Местное самоуправление и его роль в жизни общества. История местного самоуправления в России. Принципы местного самоуправления (организационная обособлен¬ность, самостоятельность в решении вопросов местного значения). Основные вопросы местного значения и механизм их правового реше¬ния. Органы местного самоуправления и их компетенция. Структура органов местного самоуправления муниципального образования город Лабытнанги.
Судебная система Российской Федерации. Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ. Роль суда присяжных в системе правосудия. Мировые судьи. Судебные приставы и их компетенция.
Правоохранительные органы. Прокуратура, её компетенция и назначение. Система органов прокуратуры. Органы внутренних дел. Криминальная полиция и полиция общественной безопасности. Нотариат. Адвокатура и ее функции.
Раздел 5. Человек и государство (13 ч.)
Гражданство. Принципы гражданства. Принципы единого гражданства, равного гражданства. Основания приобретения гражданства. Признание гражданства. Приобретение гражданства по регистра¬ции, рождению. Прием в гражданство. Восстановление в гражданстве. Выбор гражданства. Основания прекращения гражданства. Вы¬ход из гражданства. Права и обязанности, которые принадлежат только гражданину государства.
Право избирать и быть избранным. Принципы избирательного права. Избирательный процесс. Структура избирательных комиссий.
Общественные объединения. Их роль в жизни людей. Формы общественных объединений. Общественные организации, об¬щественные движения, общественные фонды. Органы общественной самодеятельности. Молодёжные и детские общественные объединения. Профессиональные союзы и их значение. Политические пар¬тии в общественной жизни страны.
Налоги и их роль в государстве. Особенности налоговой системы России. Принципы налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Налоговое право. Налоговые органы.
Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Воинская обязанность и ее сущность. Понятие воинского учета. Призыв на военную службу. Освобождение и отсрочка от военной службы. Порядок поступления на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Правовые основы взаимоотношения граждан и органов государственного управления. Понятие государственного управления. Органы исполнительной власти. Правовое положение граждан в сфере государственного управления. Право граждан на судебную защиту. Право граждан обращаться в государственные органы и органы ме¬стного самоуправления. Порядок обжалования акта или действия любого органа или должностного лица.
Административная и дисциплинарная ответственность. Понятие административного правонарушения как основания административной ответственно¬сти. Административное наказание как мера ответственности. Административная ответственность несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность учащихся.
Уголовная ответственность. Понятие уголовной ответственности. Характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния. Возраст уголовной ответственности. Понятие вменяемости и невменяемости субъекта права. Момент наступления уголовной ответственности.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Предупреждение. Возложение обязанности загладить причиненный вред. Ограничение досуга и установление особых требований к по¬ведению несовершеннолетних. Передача под надзор родителей или государственных органов.
Назначение наказания. Виды наказания. Штраф. Запрещение занимать определенные должности или заниматься опре¬деленной деятельностью. Лишение специального воинского или по¬четного звания, классного чина, государственных наград. Обязательные работы. Исправительные работы. Ограничение по военной службе. Конфискация имущества. Ограничение свободы. Арест. Со¬держание в дисциплинарной воинской части. Лишение свободы. Пожизненное лишение свободы. Смертная казнь. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Условное осуждение. Осво¬бождение от наказания.
Раздел 6. Семья, родители, дети (3 ч.)
Брак как юридическое понятие. Порядок заключения брака. Условия заключения брака.
Права и обязанности супругов. Личные и имущественные права суп¬ругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. По¬рядок расторжения брака.
Права и обязанности родителей и детей. Имущественные права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав. Права ребенка. Имущественные права детей. Опека и попечительство. Усыновление. Приёмная семья.
Раздел 7. Общая характеристика гражданских правоотношений (4 ч.)
Какие правоотношения называются гражданскими. Структура гражданского правоотношения. Характеристика объектов гражданского правоотношения: нематериальные и материальные объекты. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности.
Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Виды гражданских правоотношений. Юридическая характеристика субъектов гражданского права. Признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физическое лицо как субъект права. Его право- и дееспособность. Правовой статус малолетних. Права и обязанности лиц от 14 до 18 лет.
Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы защи¬ты гражданских прав.
Раздел 8. Право собственности (4 ч.)
То такое собственность? Основные правомочия собственника: владеть, пользоваться и распоряжаться. Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности: первоначальные производные. Общая собственность. Виды общей собственности: долевая и совместная, особенности правового положения сособственников. Прекращение права собственности.
Кто может быть собственником? Основные формы собственности в России. Частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Право хо¬зяйственного ведения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим.
Защита права собственности. Исковое заявление. Порядок защиты права собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности). Ис-требование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от недобросовестного приобретателя. Признание права собственности на вещь.
Раздел 9. Договор (4 ч.)
Что такое сделка. Виды сделок. Формы сделок (устная, письменная, письменная нотариально удостоверенная). Виды сделок (односторонние, многосторонние, двусторонние). Договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки (отлагательные и отменительные).
Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные усло¬вия договора. Обычные и случайные условия договора. Оферта и акцепт. Виды договоров. Особые виды договоров. Публичный договор. Предварительный договор. Договор присоединения. Договор в пользу третьего ли¬ца.
Соблюдение договоров. Юридическая ответственность за неисполнение обязательства по договору. Порядок изменения и расторжения договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств. Неустойка. Удержание имущества. Банковская гарантия. Залог. Поручительство. За¬даток.
Раздел 10. Отдельные виды гражданских правоотношений (3 ч.)
Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных товариществах. Приобретение жилья в собственность. Порядок использования жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров. При¬ватизация жилья.
Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителя на качество, безопасность, информацию, на возмещение причинен¬ного ущерба, на просвещение в области защиты прав потребителей.
Раздел 11. Правовое регулирование трудовых отношений (3 ч.)
Трудовой договор. Трудовые отношения и их характеристика. Источники трудового права. Наемный работник и его правовой статус. Права и обязанности работника. Социальное партнерство. Коллективные соглашения и их особенности. Трудовой договор работника и работодателя. Существенные условия трудового договора. Дополнительные условия. Ус¬ловие об испытательном сроке. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка как документ о трудовой деятельности. Основания прекращения трудового договора. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника. По¬рядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Особенности правового положения несовершеннолетних по со¬временному трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда несовершеннолетних. Условия труда несовершеннолетних: время отдыха и рабочее время. Полная материальная ответственность не¬совершеннолетних. Расторжение трудового договора с несовершеннолетними. Льготы несовершеннолетним работникам. Ученический договор.
Раздел 12. Международная защита прав человека (2 ч.)
Международная защита прав человека. Принципы, закреплённые во Всеобщей декларации прав человека. Комиссия ООН по правам человека и порядок рассмотрения в ней индивидуальных жалоб Рассмотрение индивидуальных жалоб Комитетом по правам человека. Полномочия Европейского Суда по правам человека.
Международное гуманитарное право. «Право Гааги». «Право Женевы». Источники и принципы международного гуманитарного права. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
Итоговая работа за учебный год. 1 час.
Используемые формы внеурочной деятельности: лекции, просмотр и обсуждение фильма, дискуссии, практические занятия, сообщения учеников, круглые столы.
Используемые виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательное общение.