Найти тему
Муки Зву

О чем пел штандартенфюрер Штирлиц в минуты отдыха, и какие песни не попали в культовый сериал. Хит-парад из советских кинофильмов.

Оглавление

Часть 1. Песня настоящего разведчика. Героическая ностальгическая.

В детстве каждый из нас твердо знал, что разведчик – это наш хороший парень в тылу врага, а шпион – это вражеский засланец в наших рядах. Имя родного штандартенфюрера Штирлица мы впитали вместе с пломбиром по 19 копеек и напитком «Байкал». Все фильмы про наших разведчиков мы знали наизусть – «Семнадцать мгновений весны», «Щит и меч», «Вариант Омега» и др.

Три самых значимых киноперсонажа разведчика отечественной фильмографии про Великую Отечественную войну
Три самых значимых киноперсонажа разведчика отечественной фильмографии про Великую Отечественную войну

В Советском Союзе каждый второй мальчишка мечтал стать разведчиком (после космонавта и продавца мороженого) – насмотревшись на подвиги Штирлица, который в ежедневной интеллектуальной схватке с Мюллером всегда выходил сухим из воды. Ходить в стильном фашистском мундире, ловко закуривать «Camel» с Шелленбергом и молниеносно бить бутылкой по голове Холтоффа – вот детские хотелки после просмотра «Семнадцати мгновений весны».

Это был кумир на все времена – строгое усталое лицо, умные все понимающие глаза, пластика интеллигентного мужчины и цепкий ум, способный решать любые головоломки фрицев. В него были влюблены все женщины и мужчины советской страны, это был эталон настоящего патриота, ежедневно выходящего на бой с гитлеровской гидрой. И те мелочи, из которых складывался образ нашего родного Максима Исаева, были самыми любимыми и памятными.

Штирлиц сидел в кафе «Элефант» и помешивал кофе вилкой. Он знал, что невероятно рискует, но ему очень хотелось хоть пять минут ощутить себя на Родине.

Картошка, запеченная в камине, рюмка водки (хотя, все-таки, шнапс), испачканное золой лицо и руки, песня «Ой, ты, степь широкая…» – это праздник 23 февраля, отмеченный Отто фон Штирлицем в пригороде Берлина, где он жил. Потом он закуривал, надеюсь не «Беломор», хотя для аутентичности мог и его.

Это было так сентиментально и мило, нам предстал обычный человек в расслабленном состоянии отдыха. И это гораздо больше говорило о нем, как о настоящем русском мужике, чем все его поединки с фашистскими бонзами, которых он дурачил, как хотел. И песни, звучавшие в исполнении Иосифа Кобзона навсегда врезались в нашу генетическую память. Мне они до сих пор дороги и желанны.

Я захотел объединить в небольшую подборку песни из фильмов, посвященных нашим доблестным разведчикам. Это мой личный пристрастный взгляд на эту тему. Среди исполнителей много громких имен, Иосиф Кобзон, Марк Бернес, Муслим Магомаев и др. Предлагаю вспомнить эти песни и киноленты, посвященные подвигу советских разведчиков.

Родина у всех одна -- песни разные

1. «С Чего Начинается Родина» (Вениамин Баснер – Михаил Матусовский).

Песня была записана для фильма Владимира Басова «Щит и меч» 1968 г. Исполнил ее великий Марк Бернес. Потом она была записана на пластинке «Поет Марк Бернес» 1968 г. студии «Мелодия» и долго не переиздавалась. Фильм был поставлен по одноименной книге Вадима Кожевникова, мне посчастливилось прочитать ее в школе, еще до просмотра фильма.

Приключения немца-репатрианта Иоганна Вайса или нашего разведчика Александра Белова (Станислав Любшин) поглотили мое внимание, поэтому прочитал ее за два вечера (на столько мне дала ее одноклассница). Потом, когда я рассказал фабулу сюжета своим друзьям, то пришлось задержать книгу еще на пару дней, чтобы успели пацаны во дворе тоже прочесть.

Владимир Путин

Иосиф Кобзон

Георг Отс

Хор Турецкого

Елена Ваенга

Руслан Алехно

Юлия Началова

Штирлиц тоскует -- а поют Кобзон, Магомаев, Безруков

2. «Песня О Далекой Родине» (Микаэл Таривердиев – Роберт Рождественский).

Песня была написана для сцены встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант» в телесериале «Семнадцать мгновений весны» 1973 г. режиссера Татьяны Лиозновой. Трогательная атмосфера, где Штирлиц (Вячеслав Тихонов) душещипательно смотрит на свою жену (Элеонору Шашкову), была создана именно этой песней. В фильме ее исполнил Иосиф Кобзон.

«Пробовались практически все советские певцы – от Магомаева до Мулермана. Уже была готова фонограмма с записью Муслима Магомаева. Но Лиозновой все время казалось, что его, пусть и очень хорошему, исполнению чего-то не хватает. Она рискнула и попросила записать песни Иосифа Кобзона. Это было попадание в «десятку»! Магомаев обиделся. С Иосифом Кобзоном муж делал песни в течение месяца. Они работали над голосом. Татьяна Лиознова хотела, чтобы он был неузнаваем. В конце концов добились идеального исполнения». (В.Таривердиева).

Когда Магомаев услышал версию Кобзона, он согласился, что она идеально вписывается в фильм. Но все равно чувствовал досаду из-за того, что не получилось стать исполнителем композиций.

«Я записал песни к фильму, но, увы, мой голос не соединился с образом советского разведчика Штирлица-Тихонова. С песней «Мгновения» ещё можно было покрутить и так, и этак — спеть пожёстче или более проникновенно. А с песней «Я прошу, хоть ненадолго…»… Как Микаэл Таривердиев ни изощрялся, ни варьировал, всё-таки это интонационно, мелодически напоминало «Историю любви» Франсиса Лея. Эту песню я так и спел — по-американски, по-фрэнксинатровски… Татьяна Михайловна просто сказала: «Нет» (эта маленькая женщина умеет отказать с жёсткой безапелляционностью). И предложила переделать. Я отказался. Я такой, какой есть, и подделываться под разведчика не могу, не хочу и не буду. Я никогда ни под кого не подстраиваюсь…» (М.Магомаев).

Леонид Агутин

Сергей Безруков

Сергей Челобанов

Елена Ваенга

Дмитрий Маликов

Песня Бекаса, ставшая эталоном для звезд шансона

3. «Я В Весеннем Лесу Пил Березовый Сок» (Евгений Агранович).

Этот советский хит, кто только не включал в свой репертуар – и актеры, и барды, и звезды шансона. Песня «Я В Весеннем Лесу Пил Березовый Сок» была написана в 1954 году для кинофильма «Ночной патруль», который снимали на киностудии им. Горького. Марк Бернес в главной роли, была заказана песня для героя Марка Бернеса. Бернес рвался ее исполнить в кадре. Но руководство киностудии знаменитую сегодня песню не приняло.

Песня «перемещенных лиц», как называл ее в те годы автор, вышла из полуподполья неожиданно. Лет через пятнадцать после создания. На Байкале. Во время дождя, который вынудил съемочную группу музыкально-видовой комедии «Приезжайте на Байкал» 1966 г. укрыться в нетопленой бане. Под рукой оказалась гитара.

Когда одна из актрис спела «Я в весеннем лесу…», режиссер Вениамин Дорман чуть ли не до потолка подпрыгнул: «Где взять слова? Кто автор? Это же песня для моего следующего фильма». И услышал в ответ: «Не психуй. Автор перед тобой». И все посмотрели на Аграновича, который был в составе съемочной группы. Так она стала знаменитой в исполнении Михаила Ножкина (Бекаса) в шпионском фильме «Ошибка резидента» 1968 г.

Александр Малинин

Аркадий Северный

Евгений Дятлов

Александр Шоуа

Михаил Шуфутинский

Серега

4. «Где Он Это День» (Богдан Троцюк – Роберт Рождественский).

«Вариант Омега» -- советский пятисерийный телевизионный художественный героико-приключенческий фильм, снятый в 1975 году режиссёром Антонисом-Янисом Воязосом. Экранизация романа Николая Леонова и Юрия Кострова «Операция «Викинг».

Невероятно душевное исполнение песни Олегом Даль -- она попала на единственную пластинку артиста, изданную студией «Мелодия» в 1988 г. Все песни с этой пластинки я услышал в 1994 году, когда послушал ее на кассете, тогда узнал о существовании вариантов песен для фильма «Земля Санникова», вспомнил детские песни из «Расмус-бродяга» и другие.

Фильм про разведчика Сергея Скорина я увидел уже взрослым, и он мне запомнился непривычным для Олега Даля образом и дуэтом-поединком с майором абвера Георгом фон Шлоссером (Игорь Васильев).

«The Room Orchestra»

Игорь Сагайдак

5. «Каждый День Шагают Ноги» («Тишина») (Андрей Эшпай – Леонид Дербенев).

Еще один эпический минисериал по роману Юлиана Семенова, снятый Евгением Ташковым в 1967 г. Сюжет повествует о наших разведчиках, чьей миссией было спасение польского Кракова от разрушения фашистскими захватчиками, заминировавшими город. Одним из прообразов главного героя Вихря стал Алексей Ботян, советский разведчик, герой войны, награжденный Владимиром Путиным званием Героя России.

Песню в фильме исполнил Владимир Трошин. Отрывки романа я прочитал в старой подшивке журнала «Смена», где он был напечатан, найденной на чердаке старого дома у бабушки.

6. «Соколенок» (Леонид Афанасьев – Леонид Куксо).

Как бы сейчас на западный манер назвали фильм Льва Мирского «Это было в разведке» 1968 г. – байопиком. Он рассказывает о боевой биографии реального юного разведчика Александра Колесникова, ставшего «сыном полка» в разведке танковой части. В фильме им становится сирота Вася Колосов, сбежавший на фронт. Песня исполняется мужским трио, имена установить я не смог.

Французская любовь в советском шпионском триллере

7. «Вечная Любовь» «Une Vie D’amour» (Жорж Гарваренц -- Шарль Азнавур).

Совместный фильм производства СССР-Франция-Швейцария «Тегеран-43» 1980 г. посвящен героям невидимого фронта, сотрудникам советской разведки, боровшихся с фашистскими спецслужбами на фоне исторической встречи глав стран-союзников антигитлеровской коалиции во Второй Мировой Войне в Тегеране (Иран) в 1943 г. Главные роли в шпионском детективе исполнили Игорь Костолевский, Наталья Белохвостикова и Ален Делон.

На создание главной темы и песни фильма вдохновила Наталья Белохвостикова, жена режиссера фильма Владимира Наумова. Мелодию создал композитор Жорж Гарваренц, а стихи за один день написал сам Азнавур. Он был впечатлен самой актрисой, сюжетом и любовной историей героев и сказал: «Я буду писать песню специально для этой мадемуазель». По-французски она звучит «Жизнь в Любви». Исполнил сам Шарль Азнавур.

После выхода фильма песня стала популярной балладой о трагической любви, которую перевели на множество языков и включили в свой репертуар многие артисты.

Людмила Гурченко

Лев Лещенко & Тамара Гвердцители

Валерий Леонтьев

Филипп Киркоров & Алсу

«Tenori Italiani»

8. «Шинель» (Вениамин Баснер – Михаил Матусовский).

Популярный в свое время советский героико-приключенческий фильм «Разведчики» 1968 г. посвящен подвигу советских солдат, освобождавших Европу в 1945 г. от полчищ фашистских оккупантов. Главную роль исполнил великолепный Леонид Быков вместе с Алексеем Смирновым, своим другом и будущим напарником по фильмам.

По сюжету они добывают секретную немецкую карту минных заграждений на берегах Дуная. В минуты редкого отдыха звучит эта песня в исполнении Леонида Быкова и Ивана Миколайчука. Лента насыщена острым метким словцом Леонида Быкова, по которому легко узнается его творческий почерк в последующих лентах с его участием.

9. «Не Думай О Секундах Свысока» (Микаэл Таривердиев – Роберт Рождественский).

Я не случайно поставил еще одну песню Иосифа Кобзона из сериала «Семнадцать мгновений весны» 1973 г. режиссера Татьяны Лиозновой. Тема человеческого подвига, гамма сложнейших чувств главного героя, душевные переживания, смысла жизни – блестяще отражено в этой песне.

Когда Роберту Ивановичу Рождественскому предложили написать поэтические строки для фильма «Семнадцать мгновений весны», у поэта уже было написано это стихотворение, и он решил, что именно оно подойдет для фильма.

Стихотворение положили на музыку, и оно стало хитом. Даже сегодня тяжело найти человека, который бы не знал строки «Не думай о секундах свысока…» Яркие образы – секунды, пули, мгновения легко ложатся на память русского человека и становятся частью его мышления, что потом трудно отделить от слов поэта свои собственные мысли.

Муслим Магомаев

«Смысловые Галлюцинации»

Алексей Тихомиров

Добрый Кавер

10. «Укрепи Мою Волю...» (Александр Зацепин – Владимир Луговской).

Песня из фильма Виллена Новака «Красные дипкурьеры» 1977 г., посвященного советскому дипломату Теодору Нетте и его героической смерти. Очень пронзительная песня исполнена предположительно Владимиром Трошиным, другой информации не нашел.

P.S. Песни, не вошедшие в фильм «Семнадцать мгновений весны»

Всего для фильма Татьяны Лиозновой по легенде было написано 12 песен, сейчас сложно сказать, правда это или нет. Но сохранилось 3 записи в исполнении Иосифа Кобзона, сделанных в тон-студии, которые так никуда и не вошли. Будет интересно их послушать.

«Города»

«А Ты Полюбишь»

«Сыну»

Последняя песня «Сыну», написана на мелодию, которую мы так хорошо помним в фильме. Она идёт лейтмотивом во всех сериях. По первоначальному замыслу сцена встречи в кафе «Elefant» должна была включать не только жену, но и маленького сына, но потом режиссер Лиознова отказалась от этой идеи, и песня никуда не попала.

Анекдот в тему.

Вместо привычного голубя в окно залетел попугай.
«Голосовуха», — подумал Штирлиц.

Окончание 1 части. Продолжение.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны ретро-темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Советское кино»:

Вячеслав Тихонов: начало в театре и кино. Когда Штирлиц был молодым – от капитана до штандартенфюрера

Владимир Ивашов: первые роли в театре и кино. Только с таким добрым лицом может быть настоящий русский солдат

Олег Табаков: ранние роли в кино и театре. Фотогалерея популярного русского и советского актера и режиссера