Царь Иван любил кичиться своей римской родословной. Это утверждение известно английским агентам, которые уже тогда хорошо устроились в России. Но только ли им?
Прежде чем начать изложение статьи, хочу напомнить, что мнение автора не всегда совпадает с содержанием. Не могу удержаться от желания донести до уважаемого читателя одну из версий развития событий, происходивших более 400-т лет назад в русской истории.
Существует версия о происхождении царя Ивана Васильевича от рода цезарей, то есть рода нерусского как по менталитету, так и по происхождению. В которой «родовая связь с таинственным Прусом» отделяет его якобы от русского народа. Флетчер - английский агент при дворе Ивана Грозного в свое время писал:
"Иван Васильевич, отец теперешнего царя, часто гордился, что предки его -нерусские, как, бы гнушаясь происхождением от русской крови..."
Далее англичанин рассказывает о том, как царь объяснил почему назвал всех русских ворами:
"- Ваше Величество изволили сказать, что русские все воры, а между тем забыли, что вы сами русский". " - Я так и думал, — отвечал царь, — но ты ошибся я не русский, предки мои германцы... ".
По словам профессора А.Л. Дворкина (светский и церковный историк-медиевист), писавшего Иване IV:
"...Он публично называл себя немцем и отрекался от русских. Сторонники канонизации утверждают, что царь развивал идею «Москва — Третий Рим». Ложь или невежество — ни разу в своих сочинениях он не употребил это выражение, сама идея Третьего Рима ему была чужда и не нужна» ".
Агенты английской королевы провели хорошую идеологическую обработку царя. После нее он уже не смог не думать об Англии, она была в его снах, она была его наваждением. Видимо рыцари плаща и кинжала внушили царю мысль о том, что покидать Россию с пустыми руками не хорошо: надо было основательно пограбить русский народ и страну, (что, впрочем, он и сделал). Ведь от этого зависело счастливое совместное правление с Елизаветой!
Так это было иле нет, мы доподлинно не знаем, но итогом создания опричнины стала полная смена «плохих бояр», и ограбление страны.
Мнение ряда исследователей с этим согласуется. Так, В.Б. Кобрин пишет:
«Погром состоял не только из убийств, ... Это был широкомасштабный, тщательно организованный грабеж».
М.Н. Покровский считает, что сделать царя «самым крупным из московских феодалов» являлось основным назначением опричнины.
Подлежали ограблению не только мирские вотчины и не только люди богатых сословий. Ограблению подвергались и монастыри и церкви. Захватывались и крестьянские земли.
В то время доходы шли не только в пользу "государства", но и в карманы дорвавшихся до власти опричников. Имущество попавших в опалу людей подлежало конфискации и становилось собственностью какого-нибудь любимчика царя.
Еще совсем недавно царь обустраивал государство, писал Царский Судебник, проводил военную реформу. Теперь же, этот царь буквально поощрял произвол своих друзей - опричников. Время от времени царь подчас и реально наказывал опричных людей, которые с вдоволь напились народной крови. Он обращал захваченное ими "незаконно" имущество в свою казну.
То ли по указке английских агентов, то ли по своему разумению Иван Грозный периодически, дабы не доводить народ до бунта, показывал себя защитником трудового народа.
Агент Флетчер докладывал Елизавете:
«... публичный пример строгости над должностными лицами, если кто из них особенно сделается известным с худой стороны, дабы могли думать, что царь негодует на притеснения, делаемые народу, и таким образом свалить всю вину на дурные свойства его чиновников».
Окружение Грозного тоже не дремало, было подобрано ему под стать, более-менее нормальные - постепенно отсеивались (устранялись). Не только же одному царю грабить страну.
Ивану Васильевичу так и не удалось заключить брак с Елизаветой английской, все его фантазии о совместном с ней правлении улетучились.
О реальном ущербе, который был нанесен стране, указывает псковский летописец:
«Царь учиниша опричнину... И от того бысть запустение велие Русской земли».
В вот, что излагает В.Б. Кобрин:
«Писцовые книги, составленные впервые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие. До 90 % земли лежало „в пустее”. Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и „волочились меж двор”».
Немаловажно будет, отметить, что так называемая "Московская компания" созданная в России англичанами для закупки сырья и торговли находилась по приказу царя в ведении опричнины. На нее не распространялись русские законы. Это говорит прежде всего о колониальной системе управления в период опричнины в России, которую фактически установил царь.
О тщательной подготовке Ивана Грозного бунту или масштабных войн в России, свидетельствует перенос столицы в Вологду, подальше от бояр и татар. По этому поводу английский посол Дженкинсон даже выразился следующим образом, когда докладывал королеве в 1566 году: «Царь строит крепость..., камень возят за 500 миль, перевозка стоит 12 пфеннигов центнер». Томас Рэндольф в 1568 году также отмечает большое строительство в Вологде:
«В этом городе царь построил крепость, обнесённую красивыми, высокими, каменными и кирпичными стенами. Здесь много церквей,... В городе большая торговля и здесь живёт много богатых купцов».
В то время члены "Московской компании", которые монополизировали Русский Север и были этими богатыми купцами.
В вологодской летописи («Летописец Иван Слободской») по 1565 годом сказано:
«Лета 7073. Великий государь и великий князь Иван Васильевич в бытность свою на Вологде повелел рвы копать, и сваи уготовлять, и место чистить, где быть градским стенам каменного здания…»
Ведь кремль предполагалось возвести – вдвое больше московского!
В опричной столице Ивана Грозного, на верфях строились морские корабли и баржи для торговли, при случае бунта на которых, Иван Четвертый намеревался улизнуть из России от гнева народа (конечно же вместе с награбленным им золотовалютным запасом страны). Для этого срочно были привезены английские мастера. Иван Васильевич периодически лично контролировал строительство крепости и флота. Приехав весной 1569-го года в Вологду, оказался недовольным и «на той же недели казнил вологжан всяких чинов людей».
О том что привлекалась помощь англичан при строительстве флотилии, следует из того что докладывал королеве ее посол Дженкинсон, чтобы: «ее королевское величество дозволила приезжать к нему мастерам, которые умели бы строить корабли и управлять ими».
Однако, с королевой царь просчитался. Он так и не дождался от Англии помощи против поляков и шведов. Королева прекрасно знала в какое положение попал царь по милости англичан. Также она была наслышана и о больших богатствах, которые у него имелись в набитых сундуках. Видимо, Иван Васильевич любил похвастаться перед английскими агентами своими богатствами. С чисто английской прагматичностью Лиза сразу сказала, замужеству нет, но: царь должен обеспечить свою эмиграцию сам. Ярость царя была неописуема. "Московскую компанию" срочно ликвидировали, а английский посол был арестован. Строительство же судов в Вологде прекратилось до лучших времен.
Базировавшаяся в Вологде «секретная» флотилия Ивана Васильевича не дождалась своего плавания. Корабли так и простояли на приколе до самой смерти царя.
#иванвасильевич #опричнина #английскиеагенты #вологда #флотилия