Найти тему
Закрытая книга

Главная проблема книжных иллюстраций...

Оглавление

В том, что их нет. А почему их нет? А потому что нет иллюстраторов. А иллюстраторы исчезли — поскольку с развалом СССР развалили и саму советскую школу иллюстрирования и создания обложек. И её остатки прямо сейчас исчезают, по мере «естественной убыли» последних мастодонтов.

Казалось бы, умения и навыки иллюстрирования можно позаимствовать «у буржуев»... Но на Западе иллюстрировать, собственно, и не умели никогда: обложки ещё ужаснее отечественных, а межстраничные иллюстрации просто не в моде. То есть и оттуда помощи ждать не стоит.

Но кто тогда спасет русскую иллюстрацию, и спасёт ли вообще? Или мы обречены ещё через пятилетку увидеть полное исчезновение мало-мальски приличных обложек и полное же исчезновение иллюстрированных книг как таковых? Предлагаю разобраться.

Советская школа, или почему иллюстрировать у нас умели

В СССР было принято иллюстрировать всё. То есть вообще всё, от фантастики до армейских наставлений.

Пришло это ещё из эпохи первых лет Революции, когда вплоть до тридцатых книги вообще были больше похожи на комиксы. Почему? Потому что до Революции, вот так сюрприз, читать умело меньше трети населения. Про «писать» — и не говорю.

Те, кто вообще умели, в подавляющем большинстве читали «по слогам да через слово». И щедро иллюстрированные книги помогали этим полубезграмотным людям... Хоть как-то осмыслить написанное. Людям, которых победившему пролетарию срочно требовалось обучить, оторвать от сохи и поставить к станку.

Безграмотность ушла, традиция осталась. Потому что иллюстрированная книга с хорошей обложкой — это и приятно глазу, и мир с персонажами раскрывает.

Вот, например, словесное описание:
«Высокий, синеглазый молодой военный, гордо носивший френч и фуражку, шел по старинной улочке»

А вот — иллюстрация. Добавляющая куску текста глубины, раскрывающая персонажа визуально. И даже, возможно, помогающая подобрать актёра в будущей экранизации.

Даже такая, «на скорую руку» сделанная
Даже такая, «на скорую руку» сделанная

Вот примерно так оно и работало.

Упадок и крах

Работало, пока не развалился СССР. Потом... Иллюстраторы всё ещё были нужны. Издательства всё ещё работали.

Но новых иллюстраторов уже никто не выпускал. Худакадемии закрылись, бесценный опыт утрачен. А качество... Скажите честно, посмотрев на обложки с иллюстрациями из девяностых, кого тогда волновало качество?

Все в худших традициях постсоветской фантастики: криво, позорно и не имея ни малейшего отношения к тому, что ждёт нас внутри. Дух времени, что уж тут добавить-то?
Все в худших традициях постсоветской фантастики: криво, позорно и не имея ни малейшего отношения к тому, что ждёт нас внутри. Дух времени, что уж тут добавить-то?

Пирату важны были только две вещи:

  1. Выпустить ранее дефицитную книгу раньше конкурентов
  2. Быстро обеспечить её хоть какой-то обложкой и хоть какими-то иллюстрациями. Неважно, какого качества — важно, чтобы они вообще были.

А в «нулевые» выжившие пираты, радостно перековались в «очень лицензионных левообладателей». И осознали, что иллюстрировать книги тоже, в общем-то, необязательно. Этому сильно помогло рождение формата FB2 и тогдашних электронных книг как таковых, которые иллюстрации «не понимали» вовсе.

И даже хорошие обложки к этому моменту остались только у бывшей «Армады», ныне «Альфа-книги». И только в «титульной серии» фантастического боевика, который, как известно, ныне уже не фантастический и не боевик. Прямо как морская свинка, которая не морская и не свинка:-)

«Альфа-книга» как последний бастион

Да, у них ещё остались последние советские мастодонты. И даже книгу перед рисованием обложки они читают, рисуя по содержанию, а не по названию. По крайней мере, в титульной серии.

То, что вы видите на обложке — не только красиво, но и соответствует тому, что внутри. Вплоть до мельчайших деталей, нередко понятных уже после прочтения. Или даже перечитывания. Жаль, что так теперь только у них.
То, что вы видите на обложке — не только красиво, но и соответствует тому, что внутри. Вплоть до мельчайших деталей, нередко понятных уже после прочтения. Или даже перечитывания. Жаль, что так теперь только у них.

Но ничто не вечно: многие говорят, что и там качество обложек падает. А иллюстрации из самих книг там тоже пропали, пусть и в числе последних. Надежды нет?

Новый ренессанс? Щазз!

Надежда — есть! Шутка. Надежда может быть.

И принесут её литплощадки нового поколения, вроде Author.today, сочетающие новые технологии с жесточайшей конкуренцией «за знакоместо».

Новые технологии

Помимо красочной обложки более-менее высокого разрешения, АТ получил и «бесшовную» поддержку иллюстраций. Впервые в современную эпоху. Когда «до» выбор стоял между только-текстовым fb2 или тормозящим как мир, немасштабируемым PDF о сотне мегабайт.

Формат EPUB внес свою лепту и в оффлайн, позволив читать иллюстрированные книги локально. Не без проблем, но...

Жесточайшая конкуренция

Ну и, конечно... Да, мы живем при капитализме.

Иллюстрированность книги это важное конкурентное преимущество, красивая обложка — тем более. Сейчас с этим заигрывают крайне немногие. У Ланцова, например, новые книги иллюстрированы.

В симпатичном и приятном стиле, что характерно
В симпатичном и приятном стиле, что характерно

Но несмотря на все преимущества, таких немного. И причина есть тому. Я её ещё в самом начале описал.

Иллюстраторов нет

Кончились они. То есть вообще. То есть совсем. Отечественная школа почти убита девяностыми. И возрождать её даже не пытаются. Западной — нет и не было как таковой. Потому что не было у них ликбеза, а стало быть не было и такой нужды, чтобы выстроить целую индустрию.

Ну не было у них нужной обстановки...
Ну не было у них нужной обстановки...

У «Альфы», конечно, пара иллюстраторов осталась. Но их едва хватает на обложки титульной серии. А на сайте уж который год висит объявление о наборе художников.

-7

Ну, Ланцов и один-два других «миллионника» нашли себе иллюстраторов в «частную и безраздельную», чтобы делать не просто обложки, а иллюстрированные книги. Как в былые времена. Ну, ещё пара фрилансеров-«мамонтов» делает обложки уровня «Альфы» для писателей-стотысячников. За пятизначный ценник, где первая цифра — далеко не единица. Но на этом, увы, всё. Абзац.

Надежда есть

Спрос, как известно, рождает предложение. А спрос у авторов, зависших в бешеной, бесконечной и бессмысленной конкурентной гонке «за главную АТ»... Мягко говоря, есть.

И я вижу два варианта ренессанса иллюстраций (как тех, которые внутри книги, так и приличных обложек):

  1. Возродится советская школа иллюстрации. Ведь наконец-то появился спрос — и молодые художники будут готовы выложить шестизначный ценник за онлайн-курс «от мастодонта». В какой-нибудь «онлайн-какадемии всех наук», чтобы продавать свои услуги писателю, размахивая сертификатом.
  2. На помощь придут нейросети. Статья об этом выйдет завтра уже вышла. И там будут слайды примеры того, как нейросети нового поколения могут заменить практически вымерших иллюстраторов старого.

-8

А что вы думаете о будущем иллюстрированных книг? Вернутся ли они ради конкуренции, вернутся ли на цифровые полки красивые обложки? Если да, то каким из этих двух путей? Было бы интересно обсудить.

И, конечно, подписывайтесь, чтобы не пропустить статью о нейросетях-иллюстраторах, которая выйдет завтра.
Лайк, подписка, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)