Профессор нейробиологии Гарвардской медицинской школы Маргарет Ливингстон опубликовала исследование, в котором утверждает, что прикосновение «запускает» любовь матери к своему новорождённому ребёнку в первые часы после родов. Этот триггер оказался важнее, чем визуальные и звуковые сигналы.
Чтобы доказать это, учёная провела эксперименты с обезьянами: у только что родивших макак забирали детёнышей и подкладывали вместо них мягкие игрушки. Через несколько часов самки привязывались к неодушевлённым предметам — иногда даже больше, чем к своим родным детям. После публикации этого исследования Ливингстон получила огромную волну хейта в свой адрес: теперь её обвиняют в жестоком обращении с животными.
Как проходил опыт
В эксперименте приняли участие пять макак. После родов у каждой их них забирали детёныша и вместо него давали мягкую игрушку. По размеру и цвету они напоминали новорождённого, но не имели специфического запаха, не издавали звуков, не двигались и, естественно, не могли сосать грудь. Тем не менее три из пяти подопытных самок приняли игрушки как своих родных детей и носили их на протяжении нескольких недель и даже месяцев. Интересно, что одной из макак предложили две игрушки на выбор: мягкую и жёсткую. Новоиспечённая мать выбрала первый вариант.
Одна из обезьян родила детёныша ночью и успела провести с ним несколько часов до прихода сотрудников лаборатории. Чтобы забрать детёныша и подложить вместо него плюшевый суррогат, самке пришлось вколоть снотворное (сама бы она своё дитя не отдала). После пробуждения макака обнаружила игрушку и приняла её за ребёнка. Однако у самки после родов никак не отходила плацента, и врачи решили вернуть ей родного малыша, чтобы проблема решилась сосанием груди. Через несколько часов обезьяне принесли её настоящего детёныша. Малыш отчаянно пищал и дёргал лапами, но мать к нему даже не подошла. Прижимая к груди игрушку, самка переместилась в дальний угол вольера. Чуть позже она всё-таки признала родного кроху, но и с игрушкой не рассталась.
В результате исследования Маргарет Ливингстон сделала вывод, что у недавно родивших самок обезьян вырабатывается стойкая привязанность к неодушевлённым суррогатным младенцам. Причём даже короткий период времени, проведённый в обнимку с игрушкой, оказывается важнее для формирования чувств, чем визуальные и слуховые сигналы, подаваемые от живых детёнышей. А основными триггерами становятся тактильные свойства игрушки.
Маргарет Ливингстон уточняет, что младенцы, которые проводят много времени на руках у мамы, развиваются более гармонично — это подтверждают многочисленные исследования. Ливингстон предполагает, что мягкие прикосновения, оказывающие успокаивающий и терапевтический эффект, могут быть психологически необходимы на протяжении всей жизни.
Это гуманно или нет?
Стоило только исследованию Triggers for mother love появиться на страницах журнала PNAS, как на Маргарет Ливингстон тут же набросились борцы за права животных. Американская организация РЕТА обвинила Маргарет Ливингстон в жестоком обращении с обезьянами. Правозащитники утверждают, что, забирая детёнышей у обезьян, учёные наносят им непоправимый физиологический и психологический вред.
«Ливингстон называет это наукой. Мы называем это психозом. Гарвард должен навсегда закрыть свою лабораторию и обследовать её голову», — пишутправозащитники.
В ответ на это Гарвардская медицинская школа была вынуждена выпустить заявлениев защиту Маргарет Ливингстон, объяснив, что в своих исследованиях учёная строгособлюдает все известные законы о гуманном обращении с животными.
А вы как считаете, проводить подобные эксперименты с животными жестоко или научные достижения важнее?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал — там больше интересного.