Тамара, Ольга, Томара? Федоровна точно.
Ах, эта девушка-мечта… Портрет кисти Валентина Серова (1865 - 1911) - «Портрет Ольги Фёдоровны Тамара» (1892 год).
Из «благородных» или «богатых»? Сейчас будем узнавать.
***
Как-то название картины звучит не совсем по-русски… Царапает ухо. Тамара или Ольга? Или Тамара - это ее фамилия?.. Или я придираюсь?
Интрига. Минское мое послевкусие. Бантик, пёсик, улыбка! Лето. Жизнь!
Но! Если есть вопрос, найдётся и ответ.
«Ольга Фёдоровна Томара (Тамара; 1870–1952) — артистка, дочь Федора Мамонтова, владельца усадьбы Киреево в Химках, и Ольги Мамонтовой (урожд. Кузнецова). Племянница Саввы Ивановича Мамонтова, сестра Марии Федоровны Якунчиковой. Жена Михаила Львовича Томары, титулярного советника, чиновника особых поручений в департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов (с 1896), члена правления и одного из учредителей общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.
Портрет написан в усадьбе Киреево». (Ист.: из безымянной статьи в интернете)
Вот и ответ. Всё-таки тогда по-русски было бы лучше «Портрет Томара Ольги Фёдоровны». Впрочем, по-московски можно и Тамары. И по-белорусски тоже: пишем, как слышим. Удобно очень.
Однако ж, назови художник своё полотно иначе, не было бы для меня интриги этого светлого огромного размера портрета и этого рассказа. Теперь не забудем девушку-мечту на русском приволье. И Киреево.
…А усадьбы Киреево, что была на въезде в современный Долгопрудный со стороны Химок, ныне нет.
Скольких знаменитых людей это был приют и вдохновенье! Какая история канула в Лету… И липовая аллея, и храм Сергия Радонежского (1715 года постройки, воздвигнутой «по обещанию» некоей Василисы Еропкиной, жены стольника), и сельское кладбище, и фамильная усыпальница Мамонтовых… Было да нет.
Окончательно летопись Киреево оборвалась в наши дни. В 2010-е усадьба, известная с XVI века (!), сожженная и разграбленная Наполеоном в 1812-м, восстановленная позднее московскими купцами (и даже князьями!) и прочими русскими меценатами, была полностью утрачена. Парк с двухсотлетними деревьями в три обхвата был нещадно вырублен. Место расчищено под мусороперерабатывающий завод… Вот только не знаю, построен ли он. Да и не стану узнавать.
Ни «благородным» ни «богатым» здесь места больше нет…
Китеж. Осколок прошлого.
***
А портрет из собраний Национального художественного музея Беларуси. Он часто «ездит» на выставки. Воздушный, полный жизни и чувств.
«Продолжай смотреть, оставайся любознательным», - говорит Хокусай. Он знает, что говорит.
Следую сердцу своему.
©️ Мила Тонбо 2022