Найти в Дзене
Исторические мелочи

Герой Отечественной войны 1812 г.? Да, но, похоже, другой

Вот такой портрет обнаружился в «Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике». В качестве его автора значится Джордж Доу, а изображенный считается Михаилом Семеновичем Воронцовым. Датируется полотно 1828 г.

Думаю, нет необходимости напоминать, кто такой М.С. Воронцов – сын посла России в Великобритании, блестящий молодой офицер, а затем генерал, герой наполеоновских войн, в 1812 г. командир 2-ой Сводно-гренадерской дивизии, потом – командующий русским оккупационным корпусом во Франции, генерал-губернатор Новороссии, наместник и главнокомандующий войсками на Кавказе, светлейший князь и, наконец, генерал-фельдмаршал.

В отличие от многих других музеев, хранящиеся в которых портреты я затрагивал в своих материалах, Бородинский музей-заповедник – учреждение «профильное», там работают вполне компетентные в области изучения соответствующей эпохи люди.

Но, вот, в данном случае, честно говоря, меня, обуревают сомнения. Прежде всего – я много раз говорил, что не искусствовед и не претендую на какую-то компетентность в этом вопросе – но мне представляется сомнительным то, что авторство данного портрета принадлежит Доу. Даже несмотря на имеющуюся слева от персонажа подпись художника. Ну неужели вот эта относительно примитивно выполненная работа принадлежит кисти Доу, создававшего блестящие портреты для Военной галереи Зимнего дворца? И вряд ли можно объяснить такое несоответствие уровня мастерства предположением, что данный портрет выполнен кем-либо из русских помощников английского живописца – Поляковым или Голике – ведь, и известные прекрасные полотна из Военной галереи создавались при их активном участии.

А кроме того, у меня вызывает сомнения правильность идентификации личности портретируемого. К 1828 г., когда, согласно подписи, создан рассматриваемый портрет, М.С. Воронцов имел целый ряд наград, которые отсутствуют у персонажа на портрете - орден Св. Георгия 2-й степени, орден Св. Владимира 1-й степени, не менее семи иностранных наград и это не говоря о кресте «За взятие Базарджика», медалях «В память Отечественной войны 1812 года» и «За взятие Парижа». И плюс к этому с 1815 г. он был генерал-адъютантом, то есть должен был носить вензеля императора на эполетах и аксельбант, которые тоже на портрете отсутствуют.

Между тем еще в 1820-25 гг. Доу создал портрет М.С. Воронцова, на котором большинство перечисленных отличий присутствует.

-2

Безусловно, можно предположить, что в 1828 г. Доу обратился к более раннему образу М.С. Воронцова, запечатлев его, когда он еще не имел перечисленных выше отличий.

Вот более ранние портреты М.С. Воронцова – специально подбирал с близким к нашему портрету ракурсом

А.Молинари «Михаил Воронцов», 1812-13 гг.
А.Молинари «Михаил Воронцов», 1812-13 гг.
Гравюра по оригиналу А. Молинари «Граф Воронцов Михаил Семенович. Генерал лейтенант», , 1814-15 гг.
Гравюра по оригиналу А. Молинари «Граф Воронцов Михаил Семенович. Генерал лейтенант», , 1814-15 гг.

По-моему, чисто физиономически ничего общего с персонажем рассматриваемого портрета. Ну и вопрос – зачем, уже написав в начале 1820-х гг. портрет М.С. Воронцова в «актуальном» на тот момент облике, Доу (если мы верим, что именно является автором спорного полотна) вновь обращаться к более раннему образу Воронцова?

Между тем, на мой взгляд, среди бесспорного наследия Доу есть портрет, весьма близкий к рассматриваемому изображению и по композиции, и по внешности героя, и по его набору наград. Это портрет генерал-лейтенанта Дмитрия Петровича Неверовского.

-5

Присмотритесь, например, к деталям прически и бакенбард на обоих портретах – вам не кажется, что портрет из Бородинского музея является менее искусной попыткой повторить портрет работы Доу из Военной галереи или, по крайней мере, основан с последним на одном и том же оригинале?

Д.П. Неверовский погиб, точнее умер от раны, еще в 1813 г. Этим объясняется тот факт, что и Доу, и другие портретисты 1820-х гг. не имели возможности писать его с натуры и были вынуждены воспроизводить внешность генерала с более ранних оригиналов. Этим ситуация с ним отличается от ситуации с Воронцовым, который к 1828 г был жив и вполне мог позировать лично.

Однако требует объяснения некоторое несоответствие набора наград на рассматриваемом портрете с действительно бывшими у Неверовского и запечатленными на его бесспорном портрете работы Доу.

Д.П. Неверовский за свою жизнь успел получить следующие награды (данные по Википедии):

Золотой крест за взятие Праги (1794). На портрете Доу из Военной галереи он изображен на левой стороне груди генерала. На «бородинском портрете» он может быть закрыт чресплечной лентой.

Орден Святого Владимира 3-й степени (1804). Присутствует на обоих портретах – на шее персонажа. Вот только если считать «бородинский портрет» изображением М.С. Воронцова, то владимирский крест на шее должен обозначать 2-уй степень ордена. Собственно так сотрудники Бородинского музея и пишут в аннотации к портрету. Однако в этом случае на левой стороне груди должна быть звезда, а ее не видно.

Орден Святого Георгия 4 класса (26 ноября 1810). Присутствует на портрете из Военной галереи. На «бородинском портрете» отсутствует – см. чуть ниже, почему.

Орден Святого Георгия 3 класса (представлен 6 октября 1813 года за Битву народов, однако из-за смерти получить его не успел и поэтому в официальных списках кавалеров ордена Святого Георгия 3-го класса не значится). И тем не менее на «бородинском портрете», как мы помним, посмертном, он изображен – на шее, под знаком ордена Св. Владимира. Поэтому младшая – 4-ая – степень ордена не носится.

Орден Святой Анны 1-й степени (1812). К нему относится звезда на правой стороне груди и, на мой взгляд, красная чресплечная лента, которую музейщики протрактовали как ленту ордена Св. Александра Невского, которого не было у Неверовского, но которая была у Воронцова. Для того, чтобы быть «нормальной» лентой ордена Св. Анны у нее по сторонам должны иметься узкие желтые полоски. Их нет, и я могу это объяснить только ошибкой художника. Подобные казусы – с отсутствием на орденских лентах долженствующих на них быть узких полосочек/каемочек периодически попадаются на портретах.

Итак, мне кажется, перед нами посмертный портрет генерал-лейтенанта Д.П. Неверовского. Я собственно особо жестко на этом не настаиваю, но мне кажется – я прав.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.