Автор: Анна.
Он научил американок курить, американцев есть на завтрак бекон, а всё население США обожать Дягилева. Его книги лежали на прикроватном столике Геббельса. "9 из 10 врачей рекомендуют" - это тоже его ноу-хау. При этом сам оставался в тени и манипулировал толпой из надёжного укрытия. В своей книге "Пропаганда" он писал:
Только благодаря активности и энергии немногих интеллектуалов широкая общественность узнает о новых идеях и действует в соответствии с ними. Небольшие группы людей могут заставить – и заставляют – нас судить о предмете так, как они того пожелают… Очевидно, что постоянное и систематическое использование пропаганды необходимо в первую очередь интеллектуальному меньшинству
"Судить о предмете по указке небольших групп" стало профессиональной необходимостью "отца общественных отношений" Эдварда Бернейса, который присягнул "Психологии масс" Гюстава Лебона и теории бессознательного Зигмунда Фрейда и заставил человека исходить не из потребностей, а из желаний.
Однажды производители мяса порядком загрустили. Ну почему эти янки предпочитают на завтрак хлопья и апельсиновый сок? Кто-то из мясных магнатов додумался обратиться к Бернейсу, мол, нам бы сбыть залежи бекона. "Ставлю на кон свою жизнь, что через полгода американцы не будут видеть свой завтрак без бекона", - в азарте воскликнул Эдвард. За несколько месяцев ему удалось дистанционно проинтервьюировать порядка 5 тысяч врачей, 4 500 из которых подтвердили, что плотный завтрак полезнее лёгкого. Сопричастные поговаривали, что он изначально формулировал вопрос таким образом, что врачам оставался единственный, нужный ему, ответ. Тем не менее, статистическая выборка была получена, пресса впряглась в кампанию по рекламе белкового завтрака, а американцы захрустели поджаристым беконом.
Еще интереснее проходила табачная кампания, которая отняла у мужчин монополию на сигарету. В 1929 году компания Lucky Strike вдруг осознала, что теряет "половину потенциального рынка" по причине замшелости взглядов американского общества, которое осуждало курящих женщин. Порицаемым феминам приходилось предаваться страсти украдкой, что приносило табачным компаниям лишь 5% дохода.
Бернейс понимал, что женщинам нужна не столько сигарета, сколько идея. А продавать идеи он умел. За помощью он обратился к ученику Зигмунда Фрейда психиатру Абрахаму Бриллу. Вердикт его был следующим:
Сигареты — это факелы свободы для женщин. Они хотят курить, чтобы драматизировать запрет со стороны мужчин
Продать свободу? Проще простого. 1 апреля 1929 года Бернейс устроил в Нью-Йорке парад свободы. Этому предшествовала мощная пиар-кампания с привлечением СМИ и медийных личностей, однако содержание парада держалось в тайне. 1 апреля, в Пасхальное воскресенье, американцы стали свидетелями удивительного зрелища. Сотни прекрасных женщин во главе с американской феминисткой Рут Хейл собрались на площади, чтобы бесстыдно раскурить свои сигареты и заявить о независимости.
Женщины! Зажгите свой факел свободы! Боритесь с ещё одним сексистским табу!
Идею о равноправии Бернейс подпитал новыми исследованиями врачей, которые в один голос утверждали, что сигарета снимает стресс, улучшает пищеварение и помогает сохранять стройность (Вместо сладкого - "Лакки Страйк").
Через несколько месяцев потребление сигарет среди женщин выросло до 12%, а в 1935 году курили уже 18%.
Фото курящих женщин печатали в журналах и газетах, женщины курили в кино, курили в общественных местах, курили, когда встречали мужей с работы, когда готовили клэм-чаудер и укладывали детей спать. Сигарета в женских руках на десятилетия превратилась в такой же символ сексуальности, как красная помада и чулки.
Интересно, что в 1960-е годы Эдвард Бернейс стал консультантом организации "Движение по борьбе с курением и за здоровье". Это к вопросу об искренности пропагандистов.
Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель