Настоящие предприниматели знают, что в кризис открываются возможности. Вдвойне хорошо, если эти возможности можно реализовать с использованием дешёвых денег. Тогда можно получить синергетический эффект, а в случае неудачи понести сравнительно меньшие потери.
Вы на канале Ю Capital, сегодня поделюсь мыслями о возможностях и успешным кейсом привлечения более 200 млн. руб.
В этом материале я выступаю как абсолютно независимый финансовый консультант, который не имеет прямого отношения к фондам, государственным структурам или иным организациям, чьи услуги или интересы, как может показаться, здесь позиционируются.
Дешёвое финансирование
Если у вас есть возможность получить/сэкономить средства, затратив на это меньше, чем в обычных обстоятельствах на рынке - это дешёвое финансирование. Например, при привлечении денег под 6% при банковских ставках более 12-15% вполне дёшево. Если вы можете платить 5% налога, вместо 15% при УСН, то экономия 10% прибыли позволит увеличить финансирование своей компании и это тоже дёшево.
Под воздействием ставок, кризиса, санкционных ограничений и других факторов государство сегодня обильно предоставляет возможности для развития. Не судите строго, но этих возможностей больше, чем скажем в 2014 или даже в 2019 годах.
Итак, могу выделить два вида, доступного сейчас, финансирования.
Первое. Налоговые льготы и послабления - можно найти во многих сферах. Например, в зависимости от региона, в котором ведётся деятельность, или от вида деятельности, которым занимается организация. Проверьте не только поправки в Налоговый кодекс, но и региональное законодательство, особенно в отношении специальных режимов налогообложения. Есть сложности? Обращайтесь ко мне в телеграм за проведением налогового аудита. Некоторым компаниям я помог сэкономить на налогах более 700 тыс. руб. за год, а также разработал инструкции, как не платить страховые взносы с некоторых выплат работникам. Навскидку, если вы работаете в IT, медицине и образовании, строительстве или торговле в форме МСБ, то вероятно у вас есть возможность экономить на налогах.
Второе. Привлечение грантов и льготных кредитов от фондов развития. Принципиальное отличие между ними в том, что грант - это безвозмездное финансирование, а кредит хоть и возвращается и чего-то стоит, но ставки могут быть ну очень низкие - 1-3% годовых. Гранты преимущественно имеют сравнительно меньший размер (обычно до 5 млн. руб.) и предназначены для финансирования социально-ориентированных проектов. А вот кредиты можно использовать в любой деятельности и размер их может быть от 5 млн. до 2 млрд. руб. Верхняя граница, конечно, доступна крупному бизнесу.
Кейс
Про последнее хочу рассказать. Без имён и названий, но детально, чтобы было понятно, как действовать. Что имеем? Организации, работающей в сфере машиностроения (статус малого бизнеса, годовая выручка до 1 млрд. руб.) требуется финансирование для организации и модернизации производства. Кроме понимания производственного процесса и потребностей было собрано много информации о рынке, партнёрах, "внутренней кухни". Нетипичным был длительный процесс производства опытных партий, несомненным плюсом - наличие заказчика, готового потреблять производимый продукт. Изначально запрашиваемая сумма была завышена, поэтому приходилось несколько раз её перекраивать, обосновывать и уменьшать, подгоняя под стандарты Фонда (ФРП).
Итак, на нулевом этапе, кроме вышеуказанной информации, нужно оценить, насколько Проект соответствует программам ФРП - именно этот Фонд мы выбрали для подачи заявки на финансирование. Далее описываю по шагам.
1. Подача заявки - подаётся через личный кабинет на сайте путём заполнения информации об организации и в общих чертах о проекте. Несмотря на кажущуюся простоту, займёт пару дней, а данные будут в последствии уточняться и подгоняться под все подаваемые документы. Цель - оценка Фондом дальнейшей работы с компанией или отказ из-за несоответствия. Оценка длится до 5 рабочих дней. В итоге за неделю работы можно понять, идём дальше или разворачиваемся.
2. Подготовка документов - на этом этапе уже нужно собрать и выгрузить целый пакет документов об организации-заявителе. Параллельно нужно работать над финансовой моделью, частью технического задания и бизнес-плана, которые не связаны с финансовыми показателями. Во-первых, будет вырисовываться общая картина, во-вторых, будут появляться вопросы и вы будете консультироваться с Фондом, в-третьих, работа будет двигаться, а не растягиваться во времени. Только после проработки финансовой модели (она делается по шаблону Фонда и представляет собой довольно детальный файл со взаимосвязанными таблицами) можно будет завершить написание бизнес-плана и сверить цифры с заявленным бюджетом, доработать ранее поданные сведения. Этот этап может занять от нескольких недель до 2 месяцев, в зависимости от слаженности команды, работающей над проектом.
Вы выходите на "входную экспертизу". Она пройдёт быстро (до 5 рабочих дней) и вы получите ряд замечаний или обоснованный отказ. На устранение замечаний у вас есть несколько месяцев. Но если вы в теме, потратите меньше времени.
3. Подготовка к комплексной экспертизе - к этому моменту вы получите уведомления от Фонда о прохождении этапов, за вами закрепят менеджера-руководителя Проекта от Фонда. Итак, вы работаете над пояснениями к целой пачке вопросов, детально всё расписывая и прикладывая подтверждения, обосновывая расчёты; готовите и подписываете у руководства документы, всё это выгружаете в личный кабинет в раздел с заявкой по Проекту. Важно! Есть масса требований как по работе с моделью, так и по оформлению документов и пояснений к ним, даже по формату выгрузке файла. Хотите сэкономить время? Потратьте его на изучение требований.
4. Подготовка к экспертному совету - поздравляю, если вы дошли до этого этапа, то вероятность одобрения заявки сильно возрастает, т.к. менеджеры и представители Фонда вынут душу по устранению всех шероховатостей. Возможно придётся переделать ряд документов для актуализации данных и дат, а также подготовить новые, заручиться письмами поддержки от региональных органов, позаботиться о банковской гарантии, поручительстве от других лиц и/или залоге для обеспечения займа с процентами по нему.
Если ваша заявка не соответствует требованиям, вам откажут. Если есть недостатки, у вас будет месяц, чтобы их исправить и доработать документы.
Сам экспертный Совет проходит регулярно, рассматривая по несколько заявок. Вас предупредят о нём заранее и, при необходимости, в онлайн формате пригласят на заседание, чтобы услышать пояснения и ответы на вопросы.
Будьте готовы, что на этом этапе (а может и раньше) к вам приедут на предприятие с инспекцией - посмотреть своими глазами, оценить реальность существования и подготовки проекта.
5. Выход на подписание договора - положительное решение экспертного Совета выводит на подписание договора о предоставлении займа. Тут может пройти до 2 месяцев. Вы согласовываете условия договора, точнее можете принять их или отказаться. Инициировать изменения со своей стороны нельзя. Возможны формальности в виде писем, ответов, поиска альтернатив, предоставление банковской гарантии или иного обеспечения... Но всё это будет требовать проработки и отодвигать дату получения финансирования. Учитывая это, в финансовой модели рекомендуется заложить срок на 6-9 месяцев дальше от даты предполагаемого завершения работы над моделью.
6. Получение займа - средства поступят на отдельный счёт, специально открытый для этих целей. Траты по нему предстоит согласовывать с Фондом и регулярно отчитываться о ходе проекта и достижении целевых показателей по нему.
Как итог у вас может уйти от 9 до 18 месяцев от заявки до фактического получения денег. В нашем случае мы привлекли 220 млн. руб. на 5 лет под 1% годовых. Это прекрасный результат. От момента постановки задачи по Проекту до положительного решения экспертного Совета прошло 6,5 месяцев.
Вот такая получилась статья. Понимаю, что она не для массового читателя. Но если вам нужны консультация по подобным вопросам, вы можете обратиться ко мне. Не забудьте подписаться на канал, оставить свой комментарий, а для общения и коротких мыслей, новостей заходите в телеграм Биржа FM.