Найти тему

Ключевые вопросы развития региональных и местных авиаперевозок

Около семи месяцев российская авиационная промышленность и компании-перевозчики существуют в условиях невиданных по жесткости санкций. В 2022 году на поддержку авиакомпаний Правительством РФ всего выделено 100 млрд рублей. Ожидается, что объём планируемых к выделению из федерального бюджета на реализацию программы субсидирования средств в 2023 году сохранится на уровне текущего года – это порядка 27,5 миллиарда рублей. Кроме того, планируется продление на 2023 год программы субсидирования российских авиакомпаний на осуществление внутренних, в том числе местных, перевозок в рамках постановления Правительства РФ № 761. Об этих и других мерах поддержки авиаперевозок говорили в рамках круглого стола «Ключевые вопросы развития региональных и местных авиаперевозок», прошедшего в Совете Федерации.

Заместитель руководителя Росавиации Владимир Потешкин сообщил, что российские авиакомпании в 2023 году могут перевезти до 103 млн пассажиров благодаря различным программам субсидирования авиарейсов.
Заместитель руководителя Росавиации Владимир Потешкин сообщил, что российские авиакомпании в 2023 году могут перевезти до 103 млн пассажиров благодаря различным программам субсидирования авиарейсов.

«За девять месяцев 2022 года российскими авиакомпаниями на внутренних линиях перевезено 60 млн пассажиров, что на 11,9% меньше объемов перевозок аналогичного периода прошлого года. Перевозки по внутренним линиям осуществляют 48 авиапредприятий, в числе которых 11 региональных авиакомпаний, участвующих в программах субсидирования, на долю которых приходится более половины объема перевозок по внутренним линиям. При этом по внутренним воздушным линиям уже выполнено более 400 020 рейсов», — сказал Владимир Потешкин.

Представитель авиакомпании «Азимут» предложил увеличить субсидии для перевозок на юг России в связи с удлинением маршрутов из-за ограничения полётов в 11 аэропортов юга и центральной части РФ – Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элисту. С такой инициативой выступил директор по стратегическому развитию «Азимута» Дмитрий Звонарёв. «Мы – активный участник программы субсидирования полётов по югу РФ. В данный момент мы сталкиваемся с тем, что наши полётные программы выполняются по новым маршрутам. Мы видим те мероприятия, которые у нас были сделаны по Калининграду, где программа субсидирования предусмотрела измененный маршрут, и хотим обратиться с просьбой рассмотреть возможность сделать то же самое по направлению к южным аэропортам», – сказал он, добавив, что сейчас в условиях ограничений полётов в эти города есть необходимость рассчитать ставки по новым маршрутам.
Представитель авиакомпании «Азимут» предложил увеличить субсидии для перевозок на юг России в связи с удлинением маршрутов из-за ограничения полётов в 11 аэропортов юга и центральной части РФ – Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элисту. С такой инициативой выступил директор по стратегическому развитию «Азимута» Дмитрий Звонарёв. «Мы – активный участник программы субсидирования полётов по югу РФ. В данный момент мы сталкиваемся с тем, что наши полётные программы выполняются по новым маршрутам. Мы видим те мероприятия, которые у нас были сделаны по Калининграду, где программа субсидирования предусмотрела измененный маршрут, и хотим обратиться с просьбой рассмотреть возможность сделать то же самое по направлению к южным аэропортам», – сказал он, добавив, что сейчас в условиях ограничений полётов в эти города есть необходимость рассчитать ставки по новым маршрутам.
Внутрирегиональные авиаперевозки надо субсидировать по аналогии с правилами софинансирования авиарейсов между регионами, заявил заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. Сейчас источники финансирования воздушных перевозок внутри регионов — бюджеты самих субъектов федерации, но этих средств недостаточно, чтобы поддерживать цены на авиабилеты на приемлемом уровне. «Особенно остро эта проблема стоит в Арктике и на Дальнем Востоке. Например, Якутия, где протяженность маршрутов достигает 1612 километров. Билет от Якутска до поселка Черский стоит 36 тысяч рублей в одну сторону. Из-за высокой цены на авиабилеты большинство населения не может позволить себе передвигаться внутри своего региона», — сказал законодатель.
Внутрирегиональные авиаперевозки надо субсидировать по аналогии с правилами софинансирования авиарейсов между регионами, заявил заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. Сейчас источники финансирования воздушных перевозок внутри регионов — бюджеты самих субъектов федерации, но этих средств недостаточно, чтобы поддерживать цены на авиабилеты на приемлемом уровне. «Особенно остро эта проблема стоит в Арктике и на Дальнем Востоке. Например, Якутия, где протяженность маршрутов достигает 1612 километров. Билет от Якутска до поселка Черский стоит 36 тысяч рублей в одну сторону. Из-за высокой цены на авиабилеты большинство населения не может позволить себе передвигаться внутри своего региона», — сказал законодатель.
Также в ходе круглого стола было отклонено предложение Министерства транспорта субсидировать местные авиаперевозки в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне. «К сожалению, проект правил вносился Минтрансом в правительство три раза — в 2020, 2021 годах, в третий раз — в июле этого года. Дополнительные бюджетные ассигнования на софинансирование местных перевозок с 2023 года были заявлены Росавиацией в рамках бюджетного процесса на 2023-2025 гг. Вместе с тем указанное предложение не вошло в число поддержанных», – заявил и.о. главы департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Дмитрий Степанко. В тоже время он сообщил, что ведомство работает над выделением из федерального бюджета 50,6 млрд рублей для поддержки операционной деятельности авиакомпаний в зимнем расписании. «На реализацию указанных правил из резервного фонда было выделено 100 млрд рублей. В настоящее время Минтрансом ведётся работа по выделению из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований в объёме не менее 50,6 млрд руб. на пролонгацию указанной меры поддержки на период с ноября 2022 года по март 2023 года», – добавил он.
Также в ходе круглого стола было отклонено предложение Министерства транспорта субсидировать местные авиаперевозки в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне. «К сожалению, проект правил вносился Минтрансом в правительство три раза — в 2020, 2021 годах, в третий раз — в июле этого года. Дополнительные бюджетные ассигнования на софинансирование местных перевозок с 2023 года были заявлены Росавиацией в рамках бюджетного процесса на 2023-2025 гг. Вместе с тем указанное предложение не вошло в число поддержанных», – заявил и.о. главы департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Дмитрий Степанко. В тоже время он сообщил, что ведомство работает над выделением из федерального бюджета 50,6 млрд рублей для поддержки операционной деятельности авиакомпаний в зимнем расписании. «На реализацию указанных правил из резервного фонда было выделено 100 млрд рублей. В настоящее время Минтрансом ведётся работа по выделению из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований в объёме не менее 50,6 млрд руб. на пролонгацию указанной меры поддержки на период с ноября 2022 года по март 2023 года», – добавил он.

Отметим, что ранее замглавы Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов сказал, что без субсидирования со стороны государства проблемы отечественного авиастроения не решить. По его словам, сегодня нужно заместить порядка 2 тыс. технологий для дальнейшего развития страны. По словам главы Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолия Артамонова, необходимо предпринимать решительные меры, чтобы ответить на потребности рынка авиастроения, в противном случае Россия может просто потерять отрасль авиаперевозок.