Найти тему
Психопедагогика

Потерял интерес к учебе

Консультация назначена на утро субботы. В окно светит последнее осеннее солнышко, в офисе запах кофе. Настроение приподнятое, как и должно быть в выходной день.

Мои клиенты приходят с минутным опозданием. Мальчик сразу плюхается на диван, безвольно раскидывает руки, кладет голову на подлокотник. Новость о том, что надо снять куртку и пройти в другой кабинет его заметно раздражает. К счастью, в другом кабинете обнаруживается еще более удобный диван, который Тимофей мгновенно занимает. Пока мы с мамой обсуждаем организационные моменты и знакомимся, мальчик полулежит с прикрытыми глазами.

Тимофею 8 лет, скоро будет 9. Он учится во втором классе гимназии. «Сам ее выбрал! – улыбается мама. - Тима интересуется медициной, хотел стать врачом, и мы пошли в эту гимназию». Слова мамы предназначены скорее сыну, чем мне. Произнося их, мама ищет его поддержки, и ждет, что мальчик хотя бы включится в разговор. Тима не реагирует.

- Первый класс Тимофей закончил очень хорошо, – продолжает мама. - Он вообще молодец! У него все получается, он очень умный, способный мальчик. Но вот со второго класса Тимофей как-то потерял интерес к учебе, без охоты ходит в школу, приходится заставлять его делать домашние задания… Хотя он очень умный, - повторяет мама сама для себя.

Тимофей лежит на диване так, как будто с утра уже разгрузил фуру с арбузами.

- Ты устал? – спрашиваю я, хоть и так вижу, что очень устал.

- О-о-о… - вздыхает Тимофей.

- Сегодня помог посуду помыть и с собакой погулял, вот и все, - вставляет свое слово мама. – А после Вас мы поедем в театральную школу, а вечером – в бассейн.

Тимофей – мамина гордость. Кроме гимназии, мальчик учится в музыкальной школе по классу фортепьяно, берет частные уроки игры на гитаре, занимается плаваньем, лыжами и боксом, ходит на робототехнику, головоломки и ментальную математику, занимается с репетитором английским языком – и это только в этом учебном году. С большим сожалением мама говорит о том, что Тимофей бросил танцы, художественную школу и шахматы, хотя и обнаружил способности к этим занятиям и был любимчиком педагогов.

- Есть, к сожалению, у него такая черта: загорится – но быстро теряет интерес, не доводит дело до конца, – искренне сокрушается мама.

Почему второклассник потерял интерес к учебе?

Не многие родители могут посмотреть на ситуацию со стороны и увидеть, как устает их ребенок, каждый день без исключения посещающий по три разноплановых кружка (помимо общеобразовательной школы). Попробуйте после работы каждый день ходить на плаванье, сценическую речь и макраме – надолго ли вас хватит?

- Но ведь ему нравится! – возразит кто-то. Чаще дополнительное образование - инициатива родителей. Это им нравится смотреть, как сын делает хук справа или лепит горшки из глины. Это родители собирают грамоты и благодарности, развешивают фотографии и медали на самом видном месте. В детях они реализовывают свои родительские амбиции и воплощают свои детские мечты. А у ребенка «горят глаза» не от того, что он стоит на сцене со скрипочкой, а от того, что в это время на него смотрит счастливая мама и сын чувствует: «Меня любят! Мной гордятся!».

Бывает и так, что ребенку действительно нравится. Но это не отменяет того, что он чрезмерно устает. Дети, находящиеся в состоянии азарта не в состоянии понять, когда надо остановить интересную игру, которая полностью их поглощает. Для этого есть взрослые, это их долг – следить за детьми, за их состоянием, ловить момент, когда обучение уже не идет в прок. У каждого должна быть ноша по возможностям, иначе это плохо заканчивается.

У такой полной занятости есть еще одна сторона. Ребенок привыкает, что он все время куда-то бежит и делает что-то, на что указывают ему другие. В результате он не приобретает способность самостоятельно планировать и распределять свое время, брать инициативу, занимать себя, действовать без внешнего контроля. Вам встречались такие дети, которым все время скучно? А взрослые, которые в выходной день слоняются из угла в угол в неспособности занять себя? Это – следствие постоянной внешней формальной занятости, при которой не происходит никакой внутренней работы. Так в погоне за развитием мы лишаем детей возможности развиваться.

Что будет дальше?

Точно никто не знает. Для значительной части детей такая нагрузка заканчивается пошатнувшимся здоровьем: тики, энурез, неврозы, проблемы с ЖКТ, иммунитетом и т.д.

Но с героем нашего рассказа, вероятно, будет продолжаться то, что уже случилось. Постепенно мальчик будет терять интерес ко всем занятиям и жизни в самом широком смысле слова. К подростковому возрасту он будет лежать на диване не вставая, не испытывая потребности узнавать новое и самореализовываться, не зная радости от достижений и побед. Так из способного, талантливого во многих сферах мальчугана получится весьма посредственный взрослый, в лучшем случае – середнячковый офисный работник, все грамоты которого остались в прошлом.

_____________________

Испытываете трудности в воспитании ребенка? ПСИХОЛОГ ОНЛАЙН. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).

!Нажимайте на ссылки и читайте еще: