Несмотря на свое недавнее обещание достичь углеродной нейтральности к 2060 году и большой потенциал ветровой и солнечной энергетики, России еще предстоит поставить возобновляемые источники энергии на первое место в своей энергетической повестке дня при решении проблемы изменения климата.
Отраслевые эксперты говорят, что до сих пор страна предоставляла относительно скромную финансовую поддержку проектам по возобновляемым источникам энергии, в отличие от других крупных источников выбросов парниковых газов, таких как Китай и ЕС.
По данным Российской ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), расположенной в Москве, общая установленная мощность возобновляемых источников энергии в рамках ДПМ ВИЭ (государственные договоры о предоставлении мощности для возобновляемых источников энергии) в настоящее время составляет почти 3,61 ГВт. Это составляет всего 1,4% от структуры мощностей страны и 0,5% от структуры генерации.
Чтобы вывести Россию, занимающую четвертое место в мире по выбросам парниковых газов, директор RREDA Алексей Жихарев заявил Net-Zero Business Daily, что к 2050 году необходимо установить 100 ГВт возобновляемых мощностей. Это намного превышает любую прогнозируемую мощность, основанную на политических заявлениях правительства.
В Энергетической стратегии до 2035 года, принятой в 2020 году, Кремль сосредоточился на том, как сохранить статус России как одного из крупнейших в мире экспортеров нефти и природного газа, и не устанавливал целей по расширению использования возобновляемых источников энергии.
Климатические амбиции
В представленном докладе в конвенции ООН об изменении климата в 2020 году, Россия поставила цель сократить свои выбросы парниковых газов на 30% к 2030 году.
Однако в дорожной карте не указаны цели расширения возобновляемой энергетики. Вместо этого Кремль предположил, что все это может быть достигнуто с помощью таких мер, как энергоэффективность и расширение ядерной энергетики.
По данным IHS Markit, в 2020 году на газовые электростанции приходилось 47% выработки электроэнергии в России, на гидро- и атомные электростанции – по 20% каждая, на уголь и нефть – 13% вместе взятые, а на возобновляемые источники энергии, не связанные с гидроэнергетикой – 0,3%.
Программа возобновляемых источников энергии
Тем не менее, в последние годы правительство спонсирует проекты по возобновляемым источникам энергии со значительными требованиями к местному содержанию, стремясь развивать отечественных производителей.
В период с 2013 по 2020 годы Российское энергетическое агентство (РЭА) предложило долгосрочные контракты на проекты новых возобновляемых источников энергии. Распределение мощностей составляет 5,6 ГВт, из которых 3,6 ГВт – ветровая, 1,8 ГВт солнечная и 200 МВт – малая гидроэнергетика.
В рамках второй программы ДПМ ВИЭ, на первый тендер планируется выделить 360 млрд. рублей (4,58 млрд. долларов) до 6,7 ГВт новых мощностей, в том числе 4,1 ГВт ветроэнергетики, 2,4 ГВт солнечной энергетики, и 200 МВт малой гидроэнергетики. Эти проекты собираются запустить в период с 2023 по 2035 годы.
Vetroparky FVR, совместное предприятие российской нанотехнологической компании «Роснано» и финской энергетической компании Fortum, стало крупнейшим победителем, выбрав 1,39 ГВт ветровых проектов.
Партнеры по СП контролируются правительствами своих стран. В заметке, опубликованной в декабре, аналитики IHS Markit сообщают, что средняя стоимость поставки по всем предложениям, составила всего 31,40 доллара за МВт.
Аналитики говорят, что конкурсные заявки, вероятно, связаны со связью «Роснано» с российским правительством, что снижает регуляторные риски и подчеркивает амбиции государственных интересов в производстве возобновляемых источников энергии.
Общая институциональная среда, естественно, сильно благоприятствует инкубации под руководством государства зарождающегося рынка для российских производителей оборудования для возобновляемых источников энергии, учитывая строгие положения о местном содержании.