Насколько внимательно мы следим за ценами на газ в Европе, настолько мало внимания уделяем ситуации на восточном направлении и внутри страны. Конечно, любопытно, как европейские власти будут решать задачу обеспечения населения газом, и что они будут делать с промышленностью (задача из серии "из букв "о", "п", "а" и "ж" составить слово "вечность").
А у нас ведь есть проекты, которые по-настоящему заслуживают внимания, и это не только вялотекущая газификация, сдвинутая с мертвой точки в пандемию.
Давайте поговорим о перспективах "Силы Сибири" и связанного с ней газоперерабатывающего кластера.
"Газпром" бодро рапортует о начале пусконаладочных работ на Ковыктинском месторождении. Это второе месторождение, которое должно обеспечивать поставки по "Силе Сибири" братскому на данный момент Китаю.
Напомню, поставки в Поднебесную планировали обеспечить газом с Чаяндинского и Ковыктинского месторождения. Последнее входило во "вторую очередь", которая обеспечит увеличение поставок в Китай в соответствии с достигнутыми договоренностями. Поможет оно и газификации Иркутской области.
Однако, с "Силой Сибири" связан куда более амбициозный и полезный для нашей экономики проект. Это Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) и Амурский газохимический комбинат (ГХК).
ГПЗ планирует построить "Газпром", а ГХК - "Сибур", который является передовой компанией в части переработки углеводородов. Заводы связаны технологически. Предполагается, что на ГПЗ идущий с месторождений "жирный" газ будет разделяться на фракции, часть которых пойдет на продажу, а часть - для переработки на ГХК.
Всего завод сможет переработать 42 млрд кубометров природного газа в год.
Годовая производственная мощность по составит:
1. Гелий — 60 млн куб. м.
2. Этан — 2,4 млн тонн.
3. Пропан — 1 млн тонн.
4. Бутан — около 500 тыс. тонн.
5. Пентан-гексановая фракция — 200 тыс. тонн.
В первую очередь это интересно с точки зрения создания сырьевой базы для российской газохимии.
Амурских ГХК, который "Сибур" реализует совместно с китайской "Синопек", будет производить из этана, пропана и бутана полиэтилен (до 2,3 млн тонн в год) и полипропилен (до 400 тысяч тонн в год). их уже можно будет экспортировать в качестве продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости, и использовать в качестве базового сырья для готовой продукции и полуфабрикатов из пластика.
Также, налоговые отчисления от работы заводов помогут серьезно увеличить местные бюджеты.
Оба эти завода строятся с 2020 года. Когда принималось решение об их строительстве, оно сопровождалось большим количеством обсуждений, в частности, пришлос преодолевать сопротивление Минфина в части обеспечения обратного акциза на продукцию газохимии, что стало первой серьезной победой Мишустина и Белоусова. Изначально ввести в эксплуатацию заводы планировали в 2024 году.
С тех пор, как и водится в современном информационном обществе, новости об этих стройках будущего были смыты волной других новостей.
А строительство продолжается, несмотря на санкции. Ввод ГПЗ на данный момент несколько тормозится тем, что возникли сложности с поставкой оборудования для ГХК. Оборудование, конечно же, планировали закупать в Европе.
Каким образом был решен вопрос, и решен ли он в принципе, информации толком нет, что и понятно: в любом случае, обход санкций любит тишину.
Известно только, что на газохимическом комбинате продолжается монтаж оборудования, завезенного в навигацию 2022 года. Это долгий и сложный процесс ввиду циклопических масштабов оборудования.
Буквально на этой неделе сообщалось о посещении объектов главой Минпромторга Мантуровым. Это говорит о том, что правительство рассчитывает на новый газохимический кластер. Поставки всех видов сырья важны сейчас не только в плане гособоронзаказа, но и в перспективе импортозамещения. В том числе, всякого пластмассового ширпотреба, который принято ввозить из Китая.
На самом деле, следить за реализацией таких проектов гораздо интереснее, но новостей, к сожалению, они генерируют гораздо меньше, чем европейский газовый цирк. А жаль.