Найти тему
Исторические мелочи

Великий князь переоделся. А лошадь чем хуже?

В «Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи» в Санкт-Петербурге хранится вот такая работа Б.П. Виллевальде. В Госкаталоге музейного фонда она числится просто как «Портрет офицера Лейб-гвардии Уланского полка», период создания - вторая половина XIX в.

В интернете ее можно найти и с уточненной (и явно верной) подписью: «Великий князь Николай Николаевич в мундире Лейб-гвардии Уланского полка». Действительно, великий князь Николай Николаевич-старший был шефом Лейб-гвардии Уланского полка с 1831 г. и до своей смерти в 1891 г. Правда, при этом в интернете наиболее распространен почему-то зеркальный вариант картины

-2

В таком положении султан на уланской шапке и сабля оказываются у персонажа не слева, а справа, чего не может быть, потому что не может быть никогда. Верным является первый приведенный мною вариант, скачанный из Госкаталога музейного фонда.

Рассмотрим портрет подробнее. Николай Николаевич на картине имеет облик легко узнаваемый и четко ассоциируемый с царствованием Александра II. Мундир-«уланка» (в скобках стоит отметить, что словом «уланка» исторически называли именно характерный мундир этого вида кавалерии, а вовсе не шапку с четырехугольным верхом, как это часто имеет место сейчас, например, на Дзен-каналах) с прямыми полами, то есть с «полной юбкой», а не вырезом спереди, как было ранее у мундиров фрачного покроя. (По поводу «уланки» меня тут поправили -см.в комментариях.) Новая, более низкая, и как бы немного «сплющенная» сверху уланская шапка с ниспадающим султаном. Оба перечисленных элемента униформы введены в 1855 г. в начале царствования нового монарха – Александра II. Поэтому верхняя (или нижняя, смотря по тому, кто как воспринимает «поток времени», в общем – более ранняя) граница периода создания портрета очевидна – не ранее момента вступления на престол Александра Николаевича.

А теперь смотрим на вальтрап (опять придется дать примечание в скобках – некоторые настаивают, что вальтрапом этот элемент конского снаряжения называть неверно, а нужно – чепраком. На самом деле, судя по всему, эти термины применялись как синонимы).

-3

На вальтрапе/чепраке мы видим вензель Николая I! Сказать, что это крайне странно, это означает ничего не сказать. И осознание странности данного феномена еще усиливается, если мы хотя бы в общих чертах уточним последовательность введения новых элементов обмундирования и снаряжения. Для этого обращаемся к двум томам, продолжающим «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск, составленное по Высочайшему повелению» - тому 28 «Перемены в одежде и вооружении Российских войск с 19 февраля по 10 мая 1855» и тому 29 «Перемены в одежде и вооружении Российских войск с 20 мая 1855 года по 1857 год».

На двух приводимых ниже иллюстрациях изображены чины другого гвардейского уланского полка – Лейб-гвардии Уланского Его Величества, а не «просто» Лейб-гвардии Уланского, шефом в котором состоял великий князь Николай Николаевич (и который после его смерти станет называться Лейб-гвардии Уланским Ее Величества полком), но это не должно смущать – перемены обмундирования в обоих полках осуществлялись параллельно.

Итак, на первой картинке изображен штаб-офицер Лейб-гвардии Уланского Его Величества полка в парадной форме в соответствии с изменениями от марта 1855 г.

-4

Обратите внимание – уланская шапка у него еще старая, «николаевская», с высоким верхом и помпоном, но мундир-уланка уже с прямыми полами, а на вальтрапе/чепраке – уже андреевская звезда, в начале царствования Александра II сменившая в гвардейских полках николаевский вензель. В армейских уланских (и не только уланских, разумеется) полках одновременно на вальтрапах появляется вензель Александра II.

Следующая картинка – рядовой Лейб-гвардии Уланского Его Величества полка в соответствии с изменениями от мая 1855 г.

-5

Как видим, распоряжениями от мая 1855 г. установлен уже и новый образец уланской шапки.

То есть последовательность следующая: «март – введение мундира-уланки с прямыми полами и смена вензеля на вальтрапе; май – введение нового образца уланской шапки».

А у нас на рассматриваемом портрете Николай Николаевич – в новых мундире и шапке, но со старым, николаевским вальтрапом.

Нет, понятно, что новые образцы обмундирования и снаряжения не появляются в частях моментально, как по волшебству, на следующий день после опубликования приказа по Военному ведомству. Требуется, подготовка описания вновь вводимых предметов, создание образцовых рисунков, изготовление образцовых вещей и т.д. и т.п.

Но, во-первых, на портрете не рядовой офицер богом забытой части, а великий князь, являющийся шефом гвардейского полка, находящегося, так сказать, в постоянном фокусе внимания начальства. Заказы великого князя на изготовление предметов обмундирования и снаряжения выполняются в первую очередь, а сам он служит для остальных офицеров примером точного и скорого исполнения высочайших предписаний, в том числе в сфере униформы.

Во-вторых, даже если предположить, что у обзаведшегося мундиром и головным убором новых образцов Николая Николаевича действительно, вот что-то не заладилось с изготовлением нового вальтрапа для лошади, так ведь эта проблема при написании портрета решается очень просто. Во власти художника сделать так, чтобы изображение августейшего шефа гвардейских улан не вызывало у современников и потомков недоуменных вопросов.

Нет, странно все это, очень странно…

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.