Понятно, что дети не сразу начинают говорить идеально. В возрасте 2-5 лет, когда идет активное становление речи, вполне могут быть запинки, повторы, “проглатывание” звуков и слов. Развитие мышления ребенка опережает его речь - малыш просто не успевает проговаривать все слова.
Но важно понять: это пройдет само с возрастом или надо корректировать?
- Как родителю распознать тревожные ситуации, когда помощь врача необходима?
- Что делать, если запинки и заикание мешают ребенку в детском саду или школе?
- К какому специалисту обратиться?
Как отличить заикание от обычных речевых запинок?
Запинки: повторение фраз или слов, например: «Я хочу, я хочу гулять»
Заикание: повторение звуков: «Я х-х-хочу гулять».
Запинки: использование в речи слов-вставок: «эмм», «ну», «типа» и т.д. Заикание: продление звуков: «гуууулять», «аааапельсин» и т.д.
Запинки: нет судорог в области рта и шеи.
Заикание: ребенку физически трудно произнести слово, есть напряжение.
У заикающихся детей часто появляются:
- Моргание
- Напряженные мышцы вокруг рта
- Взгляд в сторону и избегание зрительного контакта
Большинство детей «перестают» и запинки, и заикание. Но мы рекомендуем при любых проблемах с речью показать ребенка логопеду, чтобы не упустить серьезную проблему!
Когда заикание – признак более серьезной проблемы?
- Длится больше 6 месяцев
- Становится более частым
- Мешает общению
- Вызывает эмоциональные проблемы: ребенок боится ситуаций, в которых надо говорить
- Начинается после 5-летнего возраста
Эти симптомы могут быть признаки тревожного расстройства
Важен комплексный подход: логопед – первый специалист, к которому вам нужно записаться на прием. Возможно, логопед направит ребенка к неврологу или психологу для выяснения причин тревожного расстройства и лечения.
Что делать родителям?
Если вы заметили, что ребенок начал заикаться/запинаться, нужно создать максимально комфортную для него речевую среду:
- Лишний раз не обращаемся к нему с вопросами
- Перефразируем. Например, вместо «Что ты делал сегодня в школе?» спросить: «Ты сегодня играл в футбол на физкультуре. Наверное, это было весело?»
- Даем ребенку закончить фразу, не подгоняя его и не перебивая
- Не говорим: «Помедленнее» или «Подумай, что ты хочешь сказать». Это не поможет, а только расстроит ребенка
- Подаем пример: говорим медленно, спокойно, делаем больше пауз
Не забываем о психологическом комфорте:
- Ограждаем ребенка от волнений и стресса
- Сокращаем время у телевизора и с гаджетами (лучше их вообще исключить)
- Организуем тихий досуг: читаем ему книжки, включаем аудиосказки, играем в спокойные настольные игры
- Соблюдаем режим дня, сна и прогулок
Запись на прием: +7 (495) 106-79-99
Наша клиника: ул. Гарибальди, 36