Найти в Дзене

Ребенок заикается. Может перерастет?

Оглавление

Понятно, что дети не сразу начинают говорить идеально. В возрасте 2-5 лет, когда идет активное становление речи, вполне могут быть запинки, повторы, “проглатывание” звуков и слов. Развитие мышления ребенка опережает его речь - малыш просто не успевает проговаривать все слова.

Но важно понять: это пройдет само с возрастом или надо корректировать?

  • Как родителю распознать тревожные ситуации, когда помощь врача необходима?
  • Что делать, если запинки и заикание мешают ребенку в детском саду или школе?
  • К какому специалисту обратиться?

Как отличить заикание от обычных речевых запинок?

Запинки: повторение фраз или слов, например: «Я хочу, я хочу гулять»
Заикание: повторение звуков: «Я х-х-хочу гулять».

Запинки: использование в речи слов-вставок: «эмм», «ну», «типа» и т.д. Заикание: продление звуков: «гуууулять», «аааапельсин» и т.д.

Запинки: нет судорог в области рта и шеи.
Заикание: ребенку физически трудно произнести слово, есть напряжение.

У заикающихся детей часто появляются:

  • Моргание
  • Напряженные мышцы вокруг рта
  • Взгляд в сторону и избегание зрительного контакта
Большинство детей «перестают» и запинки, и заикание. Но мы рекомендуем при любых проблемах с речью показать ребенка логопеду, чтобы не упустить серьезную проблему!

Когда заикание – признак более серьезной проблемы?

  • Длится больше 6 месяцев
  • Становится более частым
  • Мешает общению
  • Вызывает эмоциональные проблемы: ребенок боится ситуаций, в которых надо говорить
  • Начинается после 5-летнего возраста

Эти симптомы могут быть признаки тревожного расстройства

Важен комплексный подход: логопед – первый специалист, к которому вам нужно записаться на прием. Возможно, логопед направит ребенка к неврологу или психологу для выяснения причин тревожного расстройства и лечения.

Что делать родителям?

Если вы заметили, что ребенок начал заикаться/запинаться, нужно создать максимально комфортную для него речевую среду:

  • Лишний раз не обращаемся к нему с вопросами
  • Перефразируем. Например, вместо «Что ты делал сегодня в школе?» спросить: «Ты сегодня играл в футбол на физкультуре. Наверное, это было весело?»
  • Даем ребенку закончить фразу, не подгоняя его и не перебивая
  • Не говорим: «Помедленнее» или «Подумай, что ты хочешь сказать». Это не поможет, а только расстроит ребенка
  • Подаем пример: говорим медленно, спокойно, делаем больше пауз

Не забываем о психологическом комфорте:

  • Ограждаем ребенка от волнений и стресса
  • Сокращаем время у телевизора и с гаджетами (лучше их вообще исключить)
  • Организуем тихий досуг: читаем ему книжки, включаем аудиосказки, играем в спокойные настольные игры
  • Соблюдаем режим дня, сна и прогулок
-2
-3

www.fantasyclinic.ru

Запись на прием: +7 (495) 106-79-99

Наша клиника: ул. Гарибальди, 36