Найти в Дзене
13-й пилот

Сенаки-91. Слётываюсь после курсов. Свой среди чужих

Картина Нико Пиросмани. Когда бывал в Тбилиси, то заглядывал в музей, чтобы взглянуть на душевные картины этого художника. Эту заставку выбрал к эпизоду с Резо. Фото из свободных источников.
Картина Нико Пиросмани. Когда бывал в Тбилиси, то заглядывал в музей, чтобы взглянуть на душевные картины этого художника. Эту заставку выбрал к эпизоду с Резо. Фото из свободных источников.

Вечером на пороге нашей квартиры объявился комэск с портфелем. Как он узнал, что я уже приехал? Я же прошмыгнул по городку домой, никуда не выходил, одного знакомого встретил, а командир уже знает.
- Привет, Александрович! Вернулся?
- Здравия желаю, командир! Проходи!
- Я мимоходом, на минутку… Как курсы, как здоровье?
- Готов к труду и обороне!

- Отлично! Завтра в полку лётная смена, ты с утра в штаб, решай свои бумажные дела со строевым отделом, на довольствие становись, комполка доложись и появись на старте — введу тебя в курс дела. До проверки на авиабазе Мары два месяца осталось, работы - непочатый край!
- Понял, командир.
- Собственно, я вот по какому делу зашёл, - комэск вытащил из своего необъятного портфеля знакомый мне блокнот и раскрыл его.

Оказалось, что командир пришёл с предложением поучаствовать в финансовой игре. Он кратко и толково объяснил мне суть игры и мои выгоды. Дело пахло большими деньгами. Надо было найти четырёх человек, написать им письма, те должны написать ещё четырём человечкам каждый и так далее, а в обратном направлении должны течь деньги переводами. Были там и ещё разные нюансы. Для вступления я должен перевести деньги тому, кто меня вводит в игру. В данном случае — комэске. Сумма была посильная, но у меня с деньгами отношения по жизни не сложились. Не умел я их добывать, пускать в оборот, получать маржу. И в лотерею мне ни разу по крупному не повезло. Существую под проклятьем «жить на одну зарплату»!

Так что идея комэски меня не вдохновила, но сразу отказываться не стал — человек домой ко мне пришёл, крюк сделал. Пообещал подумать. Комэск спрятал блокнот в портфель и ушёл, а я прикинул прогрессию. Не сделал и десяти этапов, как количество потребных участников приблизилось к количеству личного состава полка. О-о-о! Да у меня на примете нет даже первой четвёрки надёжных и кредитоспособных участников. Комэск настаивал, что надо распространить игру на моих родственников, чтобы охватить разные регионы. И родственников у меня падких на лёгкий заработок нет. Все в поте лица добывают свой хлеб. Пустой номер! А ещё - морока с почтой! Переводы отправлять, а потом — приятное — получать, получать, получать…
Не-не, мне эта игра не подходит. Не заводит меня такая возня. Откажусь.

Утром в строевом отделе полка узнал новости: Виталика списали с лётной работы, ждёт приказа об увольнении из армии, повёз семью на миргородщину, а Резо собрался ехать в госпиталь. Вот так новость: ему надо к зачётам готовиться и начать летать, чтобы вписаться в проверку, а он — к докторам! Странно. Прошёлся по эскадрильским классам в надежде найти там Резо, но его там не было.

Командир полка в штабе отсутствовал - был на полётах, пришлось вернуться в батальон обеспечения стать на довольствие и рассчитаться с финчастью, а потом двинуться на старт. Чёртова служебная зона! Нельзя было всё в одном месте построить? Километры надо намотать вдоль аэродромной зоны, пока нужные места обойдёшь. Дождался, пока у командира полка появится пауза между заправками, представился по случаю прибытия из командировки, получил отеческое наставление на подготовку к проверке и прибился к своему комэске.

Комэске тоже было недосуг — инструкторил, поэтому был он краток. Рассказал, что проверка будет сокращённая, основная задача: уничтожение радиоуправляемых мишеней на предельных параметрах работы прицела и вооружения. За два месяца звену управления эскадрильи надо слетаться и отработать перехваты на режимах полёта, соответствующих проверке на авиабазе Мары. И задачу подготовки молодёжи никто не снимал, начинаются полёты на парные воздушные бои. Одни уже подошли к самостоятельным полётам, а других надо вывозить, мол, готовься к деревянной заднице. Отправил меня в эскадрильскую канцелярию изучать новые документы, план лётной подготовки эскадрильи и повторить Руководство по лётной эксплуатации самолёта. Я немного пообщался с однополчанами и поехал со штабниками на обед домой. Потом, вернувшись с обеда в штаб, до вечера сидел в канцелярии и вникал в текущее положение дел, изучал документы, поступившие в полк в моё отсутствие, набросал план своей лётной подготовки до проверки на авиабазе. Тут и обязательные проверки уже подпирают по технике пилотирования и самолётовождению, и сроки по видам боевой подготовки надо продлить, не говоря уже о слётывании парой, звеном и тренировках к проверке.

Вечером, вернувшись в городок со штабными,- лётная смена ещё продолжалась — решил заглянуть домой к Резо. Он обрадовался моему приходу, выставил бутылку «Ахашени», что было очень кстати — я уже соскучился по грузинскому вину. И мы хорошо посидели. Но — грустно.
Истребитель-грузин №9 был обижен на командование за недоверие, признался мне, что он обнаружил за собой слежку. Я этому удивился, решил, что у парня на нервной почве появилась мания преследования, спросил его про госпиталь.
- Резо, почему - госпиталь, а не зачёты?

- А ты думаешь, что они мне дадут сдать зачёты? Сам понимаешь, что они меня будут «валить». Когда лётчики полка сдавали зачёты дивизии? Всё замыкалось на специалистах полка, только на итоговых у нас появлялись проверяющие сверху.
- Согласен. Будут мурыжить.
- Зачем мне, старому, этот позор? Решил списаться. Раз Советской Армии не нужен. Да я нигде не нужен! И тут я — чужой, и на гражданке — свара между грузинами и абхазами. А у меня родители как раз эти национальности и представляют. К кому мне приткнуться? И там — чужой. Свой — среди чужих, чужой — среди своих.
- Это ты хватил! Чем планируешь на гражданке заниматься?
- Заберусь подальше в горы, чтобы никого не видеть и не слышать, и в этом бардаке не участвовать. В земле буду ковыряться: сад, огородик...
- Э-э-э, брат, тут ты ошибаешься со своими планами: никто тебе не даст в Грузии спокойно жить. Вон армию свою Гамсахурдия создаёт. Разве позволит он такому редкому кадру дурака валять на огородике? Уверен, они тебя уже на учёт взяли, ждут нужного момента призвать

- Никуда я служить не пойду! Не хочу.
- А кто тебя спрашивать будет — хочешь ты или не хочешь? Поставят в такие условия, что сам побежишь…

Резо отрицательно покачал головой.


Я стал прощаться. Мой старый дальневосточный товарищ благодарил меня за посещение, мол, лётчики теперь сторонятся его, хоть и защищали перед начальством, а ты не побоялся прийти в гости. Ох, ты! У меня ёкнуло сердце: неужели тут всё так запущено, а я не прочувствовал обстановку и припёрся? Глаза у Резо повлажнели и мы с ним обнялись. Я вышел на улицу и у меня мелькнула шальная мысль: «Господи, не дай нам встретиться врагами!»

13 июня вышел на лётную смену. Мудрый комэск спланировал мне проверку на спарке МиГ-29УБ на сложный пилотаж парой с инструкторской кабины. Одним контрольным полётом оформил две плановых проверки: технику пилотирования и методических навыков инструктора. А погода была СМУ. В этот же день слетали парой со своим ведомым в зону, потом он изобразил мне ударный самолёт и я его перехватил за облаками. Заход был при метеоусловиях 400х4. Справился.
Мой ведомый больше всех был рад моему возвращению. Пока я был на курсах, он пропадал в дежурном звене, а теперь начнём с ним активно готовиться к проверке. Жизнь пойдёт веселее!

На следующей смене я уже слетал за инструктора, отметился на сложном пилотаже одиночно и провёл воздушный бой, потом тоже самое — парой, а под занавес лётной смены слетались звеном управления эскадрильи и перехватили ударный самолёт. Есть восстановление, вышел на путь тренировок к проверке.

За полмесяца налетал одиннадцать часов на двадцать полётов! Шесть полётов было инструкторских. Восстановился при минимуме погоды днём 150х1,5, отметился на малой высоте, проверили меня выполнять посадку парой в качестве ведущего и мы со штурманом-программистом теперь садились парой, если позволяла погода. Ночью слетал на перехват на потолке самолёта, восстановился в СМУ. И несколько дневных полётов парой на боевое маневрирование для преодоления ПВО. Это на проверке будет обязательно.
Моя новая должность замкомэски и предстоящая проверка полка скучать мне не дают. Налёт, как в старые добрые времена в ГСВГ!

Но добрыми временами уже давно не пахнет. Каждая лётная смена отцам-командирам даётся большим трудом и нервами. Снабжение не блещет, хотя у нашего полка в этом деле приоритет — проверка боеготовности в Туркмении, в пустыне Кара-Кум.
Сдохнем там от жары. Ни разу в таком пекле полк ещё не был. У нас-то и в Сенаки не прохладно, да ещё и влажность. Опять начал терять вес. Тут — духота, а с другой стороны — интенсивная лётная работа. И каждый полёт - с большими перегрузками. И старлеи ручку управления не жалеют на контрольных полётах на воздушные бои, таскают — будь здоров! Приходишь со смены, как выжатый лимон. Но это — приятная усталость. Есть ощущение полезности этой работы. И нужности. Для молодых лётчиков, для полка, для страны.
Про страну уже не уверен...