Понятия «язык» и «мышление» неразрывно связаны и зависят друг от друга, поскольку мышление является высшей формой отражения действительности, а язык представляет собой универсальное средство воплощения мыслительной деятельности в материальной форме.
Несмотря на то, что существует множество способов выражения мысли (мимика, жесты, поступки, музыка и т. д.), язык всё ещё остается самым универсальным, так как он наиболее приближен к процессу мыслительной деятельности.
То есть, мышление первично по отношению к языку, но язык при этом формирует мышление.
И.П. Павлов высказал идею о том, что человек в своём познании использует две сигнальные системы.
Первая сигнальная система дает сознанию только ощущения, она включается на первой ступени познания. Вторая сигнальная система включается на второй ступени познания и становится базой формирования понятий, суждений, умозаключений, когда восприятие внешнего мира происходит посредством слов.
Из попыток выявить соотношение языка и мышления появилась гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира - Уорфа). Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит, как считают авторы теории, от родного языка индивида.
В наиболее общем виде эта теория означает, что не только внешняя реальность формирует язык человека в различных культурах, но и то, что данный язык предопределяет взгляд его носителей на эту внешнюю реальность, задаёт «картину мира».
Языковая картина мира – это исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о реальности, определенный способ концептуализации действительности.
Таким образом, мышление и язык образуют единство в языковой картине мира и взаимообуславливают друг друга:
Язык определяет мышление, а мышление, в свою очередь, определяет язык.
#язык #мышление #лингвистика #языкознание #речь #мировоззрение #разум