Борис Гамиловский - о фамилиях, иногда совсем не похожих на их носителей.
Директором нашего «НИИ Гидрометеорологического приборостроения» был прославленный Кренкель, Эрнст Теодорович, которого я ни разу не видел вживую, а заведующим оптической лабораторией - Олег Владимирович Тупицын. Вот о нем несколько слов.
Он был очень небольшого роста, лет 55 - 60, нос картошкой с красными прожилками, носил тяжелое пальто в пол с бобровым воротником, на голове - бобровая шапка. Моя мама сказала бы: «Вид на Мадрид», но какой же Олег Владимирович был умница.
Помню, что он принимал участие в ремонте часов на Спасской башне, доктор наук с многочисленными изобретениями, никогда не повышал голоса, мне говорил «вы», хотя я заслуживал пинка под зад. Меня до сих пор поражает, что Олег Владимирович, обладая энциклопедическими знаниями и различными талантами, не поменял такую неблагозвучную фамилию, а остался верен своим предкам Тупицыным.
Версии фамилии Тупицын разные, но первой приходит на ум самая очевидная.
Тупик, Тупица, Тупыш – дразнили человека не больно сообразительного, глупыша, тупоголового. Так же называли и затупленный топор, предназначенный для колки дров, льда, костей. Поэтому первых Тупиковых, Тупицыных, Тупышёвых, Тупышкиных могли так прозвать не только за отсутствие блестящего ума, но и за мастерство в профессии, мясника, ледоруба, кольщика дров. (Тамара Ведина, "Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения").
Любопытно, что спустя несколько лет в другом институте - НИИ АСУП при Госкомиздате - я встретил другого Тупицына, выглядевшего полной противоположностью своего однофамильца: высокий, с внешностью молодого Михаила Козакова, франт, балагур, прекрасный рассказчик и блистательный математик.
До сих пор вспоминаю Тупицыных. Как обманчива бывает не только внешность, но и фамилия!