Найти тему
Такое поведение

Аутизм. Поведенческая гибкость. Жизнь после Хенли. Каков результат

Оглавление

Как говорили герои из фильма "Человек с бульвара Капуцинов", давайте сделаем монтаж и сразу перенесёмся вперёд.

К реализации протокола Хенли мы приступили в августе 2021г., а летом 2022г. случилось вот что:

Придумали мы с одним из педагогов, которая хорошо знает сына, организовать совместный выход в город на прогулку с компанией.

У нас очень красивый город. В нём полно интересных мест, которых мы не знаем. Летом очень хотелось гулять. Захотелось попробовать присоединиться к прогулке организованной группы, чтобы вместе открывать для себя новые места и маршруты.

Педагог подобрала небольшую группу из знакомых ей семей с детьми, которые согласились с тем, что вместе с ними будет гулять не совсем обычный мальчик.

С нами было ещё две семьи: два взрослых и три ребёнка. По возрасту двое из детей — подростки и девочка — примерно наша ровесница.

Поскольку мы друг с другом ранее были совсем не знакомы, я решила, что будет правильно заранее предупредить людей о том, в чём конкретно выражаются особенности сына и составила вот такое короткое сообщение, которое им предварительно переслали:

Привет! Меня зовут Арсений, мне 10 лет, а это моя мама Тамара, (добавила фото).
Вам может показаться, что я не обращаю на вас никакого внимания, но это не потому что вы мне безразличны, просто мне очень сложно инициировать и поддерживать контакт с кем-либо кроме моих мамы и папы.
Иногда я могу издавать странные звуки - не удивляйтесь, это происходит непроизвольно и ничего не означает.
Я часто произношу вслух отрывки из моих любимых мультфильмов. Сейчас это Смешарики пин-код или Вспыш.
Я могу громко рассмеяться — не пугайтесь. Мы с мамой уже немного научились с этим справляться.
Будем рады знакомству с вами, даже если вы этого сразу не поймёте ))

По ходу нашей прогулки, я поняла, что составить такое письмо — это был правильный шаг. Когда люди осведомлены о том, какое поведение они могут увидеть, то гораздо проще и спокойнее к этому относятся.

У нашей прогулки была следующая программа:

  • сходить на экскурсию в музей;
  • сходить на выставку в картинную галерею;
  • зайти в кафе, перекусить;
  • прогуляться до центральной набережной города;
  • далее по желанию.

Ни в одном из обозначенных культурных мест мы ранее не бывали. Кафе нам тоже предстояло подобрать по месту и меню.

Полученный опыт

Мы познакомились с новыми людьми, увидели интересные места, попробовали новые блюда. Получили массу новых впечатлений!

Самым сложным в этой прогулке для нас стала необходимость подстраиваться под остальных.

Да, мы подстраивались под других членов нашей компании.

Для этого нам приходилось:

  • всех ждать, иногда ждать по долгу (около 30 минут);
  • идти туда, куда идут остальные, а не туда, куда хочется самим;
  • выходить из тех мест, где было некомфортно кому-то из остальной компании.

Давайте поясню последний пункт.

К моему великому удивлению, пищевая избирательность оказалась свойственна и вполне обычным детям. Пару раз нам пришлось выйти из кафе не потому что мы не смогли бы подобрать в нём еду, а потому что кто-то из других детей не увидел в этом меню для себя чего-то съедобного ))

Со всеми этими пунктами мы справились на отлично!

Ни одного намёка на скандал. Ни одного эпизода нежелательного поведения.

Мы провели вместе с незнакомыми ранее людьми почти весь день (около шести часов). Когда я заметила, что сын выглядит уставшим, то предложила ему закончить прогулку и доехать до дома на такси. Он с радостью согласился.

Самым удивительным для меня впоследствии было услышать через педагога следующую характеристику в наш адрес:

Нас с сыном охарактеризовали как приятных в общении и дружелюбных людей, а главное, сюрприз, очень гибких!

Больше всего незнакомые люди оценили нашу гибкость. То есть умение подстраиваться под других людей.

И ещё.

Оказалось, что ранее у них уже был опыт общения с аутичным ребёнком с синдромом Аспергера (с хорошо развитой речью и высокими интеллектуальными способностями). И вот в том случае, всем остальным приходилось подстраиваться под него, потому тот опыт они оценили, как достаточно сложный.

Вот такая неожиданная история.

Выводы

Гибкость — это умение подстраиваться под интересы людей, которые тебя окружают, и под новые обстоятельства.

Гибкость это то, что высоко ценится другими людьми.

Гибкость не зависит от уровня развития речи.

--------------

Возможно, кто-то подумает, что это довольно сомнительный результат, которым нет смысла делиться с читателями.

Счастливые люди — подумаю я.