Найти тему
Исторические мелочи

Воротник Обольянинова или об анахронизмах, моде и отставниках

Сегодняшний материал тематически связан с двумя более ранними публикациями данного канала – давней статьей об анахронизмах на портретах и недавним рассказом про экс-кастеляна Михайловского замка Ивана Брызгалова. Явление, о котором сегодня пойдет речь, с одной стороны позволяло находящимся в отставке военным (позднее - и статским) чинам не выглядеть в глазах окружающих «музейными экспонатами» и «чудами в перьях», подобно Брызгалову, с другой –способно вызывать проблемы с датировкой портретов XVIII-XIX вв.

Дело в том, что большинство офицеров, к которым во время службы не было серьезных нареканий со стороны начальства, выходило в отставку «с правом ношения мундира». При этом, находясь в отставке, мундир они имели право носить (за минусом эполет, после введения последних) той части/службы/рода войск, в котором служили (или, по крайней мере, числились), и образца, действовавшего в период их службы. Но человек может находиться в отставке длительное время, в большинстве случаев он не может всю оставшуюся жизнь носить один и тот же мундир (в смысле – один и тот же экземпляр мундира), ведь вещи изнашиваются, выходят из строя. Поэтому находящиеся в отставке офицеры, разумеется, заказывали новые экземпляры своих мундиров, при этом формально они должны были придерживаться того образца, который был «актуален» во время их службы. Но к этому моменту соответствующий мундир зачастую был уже много раз отменен/изменен/выглядел уже совсем старомодно. Возможно, для каких-то элементов мундирного комплекса уже не имелось образцов и наставлений по их пошиву, которыми могли бы располагать портные. Да и сами офицеры редко когда придерживались, подобно Брызгалову, педантичного и демонстративного следования давно отмененным регламентам. Большинству не хотелось выглядеть забавными «осколками давно прошедших времен. В связи с этим часто мундиры отставников на портретах представляют собой своеобразных «мутантов» или «гибриды» - «как бы» изготовленные по образцам, употреблявшимся в период действительной службы их владельцев, они при этом имеют следы «модернизации» под новые, современные веяния моды/требования текущих регламентов.

В нашем распоряжении есть серия портретов, которая, насколько я могу судить с невеликой высоты своего любительского уровня компетентности, иллюстрирует данное явление.

Но сначала – о запечатленном на этих портретах человеке. Петр Хрисанфович Обольянинов родился в 1752 г. в семье представителя древнего, но небогатого дворянского рода. Образоания практически не получил, но вступив в 1768 г. в военную службу, проявил себя усердием и исполнительностью. Затем, в 1780 г. вышел в отставку, служил по статской части, а в 1793 г. попал в гатчинские войска Павла Петровича. И тут к нему пришел успех в виде фавора со стороны великого князя, а затем - императора. К 1796 г. Обольянинов имеет уже чин генерал-майора и назначен генерал-провиантмейстером. В 1798 г. он генерал-лейтенант, в 1799 г. – сенатор, в 1800 г. назначен генерал-прокурором и вскоре получает чин генерала от инфантерии. Все (точнее – почти все) закончилось с воцарением Александра I. Обольянинов отправлен в отставку, в которой и оставался до своей смерти в 1841 г. «Почти все» закончилось потому, что находясь в отставке, Обольянинов несколько раз избирался московским губернским предводителем дворянства.

А теперь – к портретам.

В доступных мне биографических сведениях о П.Х. Обольянинове мне не удалось найти подтверждений тому, что он служил или числился в Лейб-гвардии Преображенском полку. Тем не менее в мундире именно этой части он запечатлен на двух портретах, выполненных в период его действительной службы и «расцвета», то есть во время павловского царствования. Приношу благодарность Сергею Васильеву за консультацию по поводу украшающего воротник мундира Обольянинова шитья.

Неизвестный художник, копия с оригинала В. Л. Боровиковского «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова», I четверть. XIX в.
Неизвестный художник, копия с оригинала В. Л. Боровиковского «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова», I четверть. XIX в.
Неизвестный художник «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова», начало 1800 - х гг.
Неизвестный художник «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова», начало 1800 - х гг.

Стоит отметить, что на обоих портретах Обольянинов облачен не в последний вариант мундира Преображенского полка, принятый в период царствования Павла I. Последним стал мундир, обильно расшитый по борту так называемыми «шлейфами» - элементами золотого шитья с кисточками на концах.

-3

Следующий портрет Обольянинова – первый в нашей подборке, относящийся уже к периоду его отставки.

Неизвестный художник «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова»
Неизвестный художник «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова»

О том, что портрет выполнен в первые годы царствования Алекcандра I, то есть уже после отставки Обольянинова, мы можем судить по прическе Петра Хрисанфовича – еще напудренной, но уже не имеющей буклей и, по-видимому, косы. Что же еще мы видим на портрете? Уже отмененный в самом Лейб-гвардии Преображенском полку «павловский» мундир со шлейфами, но… с высоченным воротником, совершенно нехарактерным для периода правления Павла, зато обычным для первых лет после воцарения Александра. Формально воротник «как бы» соответствует павловскому времени – он не стоячий (каковые ведены при Александре), а стояче-отложной, но высота его приведена в соответствие актуальным требованиям военной моды.

Неизвестный художник «Портрет генерала Петра Хрисанфовича Обольянинова».
Неизвестный художник «Портрет генерала Петра Хрисанфовича Обольянинова».

Еще один портрет Обольянинова, предположительно, середины александровского царствования. Пудры на голове нет, шлейфы с мундира исчезли. Про воротник можно сказать то же самое, что и в предыдущем случае. Высотой воротник соответствует практике, скорее, первых лет правления Александра I, однако на груди Обольянинова видна «дворянская» медаль «В память Отечественной войны 1812 г.», что означает создание портрета не ранее 1814 г. Ну, или добавление медали на ранее написанный портрет.

И, наконец, три еще более поздних портрета уже давно находящегося в отставке П.Х. Обольянинова

Неизвестный художник «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова», 1830 - е гг.
Неизвестный художник «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова», 1830 - е гг.
Неизвестный художник «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова»
Неизвестный художник «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова»
Неизвестный художник «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова»
Неизвестный художник «Портрет Петра Хрисанфовича Обольянинова»

Разумеется, никаких следов пудры на голове (да и пудрить-то мало что осталось), шлейфов на бортах мундира давно нет, а воротник вновь «колебнулся» вместе с модой – в сторону некоторого уменьшения. В этот период состоящие на действительной службе офицеры носят стоячие воротники, но уже не столь циклопической высоты, как в первые годы царствования Александра I. Воротник Обольянинова, хотя по высоте и колеблется вместе с генеральной линией военной моды, остается стояче-отложным, как при Павле.

На приведенных портретах Обольянинова есть еще один момент, объяснения которому я пока не имею. Судя по одному из приведенных «отставных» портретов Обольянинова, он в павловское царствование на момент введения в Лейб-гвардии Преображенском полку последнего «павловского» мундира с золотыми шлейфами по бортам явно числился в этой части. Соответственно, по идее должен был и «застать» появление в полку нового шитья на воротнике в виде «восьмерок», ставших впоследствии традиционны для преображенцев. Однако Обольянинов на воротнике на всех портретах носит предшествующий вариант преображенского шитья – в виде «петельки с кисточкой».

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.